Судебный акт
Ответственность по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ
Документ от 29.03.2019, опубликован на сайте 05.04.2019 под номером 79802, Админ. надзор, КоАП: ст. 19.5 ч.27, оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу

                                                                                           Дело № 4А - 135/2019

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 29 марта 2019 г.

 

Председатель Ульяновского областного суда А.И. Максимов, рассмотрев жалобу начальника Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Бычкова Игоря Юрьевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 24 августа 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 октября 2018 года, вынесенные по делу в отношении начальника Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Бычкова Игоря Юрьевича об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст.19.5 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л:

 

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 24 августа 2018 года начальник Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Бычков И.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст.19.5 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с этим постановлением, начальник Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Бычков И.Ю. обжаловал его в Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 октября 2018 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В настоящей жалобе, поступившей в Ульяновский областной суд, начальник Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Бычков И.Ю. не соглашается с вынесенными по делу судебными постановлениями, просит их отменить, а дело  направить на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы ссылается на допущенные предыдущими судебными инстанциями существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Указывает, что в нарушение требований пунктов 81, 87 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30 марта 2015 года № 380 (далее – Административный регламент), после выявления нарушений обязательных требований безопасности надзорным органом не оформлялся акт выявленных недостатков.

В нарушение требований п. 17 указанного Административного регламента по факту выявления нарушений обязательных требований безопасности надзорным органом выдано не предписание, а представление.

Просит учесть, что Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска полностью финансируется из бюджета муниципального образования «город Ульяновск», который является дефицитным. На 2018 – 2019 годы бюджетом муниципального образования «город Ульяновск» финансирование на проведение всего объема указанных в представлениях мероприятий не предусмотрено.

При этом содержание и техническое обслуживание технических средств организации дорожного движения в МО «город Ульяновск» осуществляется силами МБУ «Правый Берег» в рамках муниципального задания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы, утвержденного распоряжением Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города от 29 декабря 2017 года, и в соответствии с выделенным финансированием.

Обращает внимание на то, что частично указанные в преставлениях требования были выполнены. Также указанные представления были рассмотрены в установленные сроки с разъяснением всех обстоятельств по сложившейся ситуации.

Считает, что он (Бычков И.Ю.) как начальник Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска не является субъектом вменяемого в вину административного правонарушения, поскольку собственником указанных автомобильных дорог и главным распорядителем бюджетных средств является администрация города Ульяновска.

Кроме того, ссылается на малозначительность правонарушения.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

С учетом вышеизложенных норм права  к числу обязательных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения относится соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере деятельности, в том числе требований «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004).

Из материалов дела усматривается, что в мае 2018 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Ульяновской области выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги на участке, расположенном на пересечении улиц Октябрьской и Терешковой города Ульяновска. В нарушение требований пунктов 5.1.6; 8.1.27, 7.3.4 ГОСТ Р 52289-2004 на пешеходном переходе, расположенном на участке дороги с разделительной полосой, отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 на разделительной полосе; у наземного регулируемого пешеходного перехода отсутствуют пешеходные ограждения с обеих сторон улицы; на участке дороги с разделительной полосой при наличии более двух полос для движения в одном направлении отсутствуют пешеходные светофоры П.1 на разделительной полосе.

На пешеходном переходе напротив д. 106 по проспекту Нариманова города Ульяновска в нарушение требований пунктов 5.1.6 и 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 на участке дороги с двусторонним движением с двумя и более полосами для движения в одном направлении отсутствуют  дублирующие дорожные знаки 5.19.1; у наземного регулируемого пешеходного перехода отсутствуют пешеходные ограждения с обеих сторон улицы.

11 и 23 мая 2018 года в адрес начальника Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Бычкова И.Ю. являющегося лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «город Ульяновск», главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Ульяновской области внесены представления об устранении выявленных нарушений законодательства в месячный срок.

Представления поступили в Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска соответственно 15 и 25 мая 2018 года.

В установленный срок представления должностного лица органа, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства не исполнены, что установлено 27 июня 2018 года в ходе обследования эксплуатационного состояния указанных участков дороги, о чем имеются акты проверки выполнения указанных представлений.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления 29 июня 2018 года государственным инспектором дорожного надзора ЦД и ТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области в отношении начальника Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Бычкова И.Ю. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, начальник Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Бычков И.Ю. привлечен к административной ответственности по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 29 июня 2018 года (л.д. 1), представлениями от 11 и 23 мая 2018 года (л.д. 8-9, 10-11), актами проверки выполнения законного представления от 27 июня 2018 года  (л.д. 12-13) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих принятие привлекаемым к ответственности должностным лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению законных представлений об устранении нарушений в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог города Ульяновска, не представлено.

При изложенных обстоятельствах выводы предыдущих инстанций о наличии в действиях (бездействии) начальника Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Бычкова И.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, следует признать правильными.

Административное наказание назначено начальнику Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Бычкову И.Ю. в соответствии с санкцией ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ в минимальном размере.

Доводы жалобы о том, что выявленные нарушения не могли быть устранены по причине отсутствия достаточного финансирования, не свидетельствуют об отсутствии вины в совершенном правонарушении и о незаконности обжалуемых судебных постановлений, поскольку на основании положений КоАП РФ, ссылка на отсутствие денежных средств на соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог не предусматривает освобождения от административной ответственности, предусмотренной ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что после выявления недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог города Ульяновска надзорным органом не был составлен акт выявленных недостатков, правового значения для данного дела не имеют, поскольку факт ненадлежащего содержания автомобильных дорог на указанных в представлениях участках никем не оспаривается.

Ссылки автора жалобы на то, что надлежащим субъектом по делу является администрация города Ульяновска, отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2006 года № 90         (ред. от 27.02.2019) «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска.

При таких обстоятельствах начальник Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Бычков И.Ю. является надлежащим субъектом административного правонарушения, выразившегося в ненадлежащем исполнении возложенных на него функций по обеспечению решения вопросов в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Утверждение в жалобе о том, что Бычков И.Ю. не является лицом, ответственным за надлежащее содержание автомобильных дорог города Ульяновска, так как полномочия по содержанию указанных участков дорог Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска передало на основании муниципального задания МБУ «Правый берег», не влечет отмены принятых постановлений.

Бычков И.Ю., являясь начальником Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, и при таком муниципальном задании обязан был надлежаще выполнять требования закона по обеспечению безопасности движения на дорогах местного значения и осуществлять контрольные мероприятия в целях такого обеспечения.

Доводы жалобы о том, что совершенное начальником Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Бычковым И.Ю. правонарушение является малозначительным, не могут быть приняты во внимание для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, является формальным, то есть ответственность наступает независимо от того, было ли исполнено предписание (представление) позднее.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что нарушение начальником Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Бычковым И.Ю. административного законодательства, выразившееся в неисполнении предписания (представления) должностного лица, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства нельзя признать малозначительным административным правонарушением.

Каких-либо иных юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности начальника Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Бычкова И.Ю. в инкриминируемом правонарушении, в настоящей жалобе не приведено.

С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л:

 

постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 24 августа 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 октября 2018 года, вынесенные по делу в отношении начальника Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Бычкова Игоря Юрьевича об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст.19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу начальника Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Бычкова Игоря Юрьевича  – без удовлетворения.

 

Председатель                                                                                                   Ульяновского областного суда                                                  А.И. Максимов