Судебный акт
Обеспечение больницы лекарственными средствами
Документ от 26.03.2019, опубликован на сайте 08.04.2019 под номером 79790, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей по обеспечению необходимым финансированием на закупку лекарственных средств, приобретению лекарственных средств и препаратов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Жучкова Ю.П.                                                    Дело № 33-976/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  26 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благо­получия Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 22 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Карсунского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благо­получия Ульяновской области организовать надлежащее и качественное ока­зание первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицин­ской помощи в ГУЗ «Карсунская РБ» путем предоставления в указанную медицинскую организацию необходимых для лечения лекарственных средств или выделением финансирования на закупку ГУЗ «Карсунская рай­онная больница» лекарственных средств: анальгетики, нестероидные проти­вовоспалительные препараты, средства для лечения ревматических заболе­ваний и подагры (*** табл. 100 мг.№30 в количест­ве 40 упаковок (далее - уп.), *** амп №10 - 300 уп., *** - 1500 уп., *** - 300 уп., *** - 200 уп., *** - 200 уп., *** - 500 уп., *** - 20 уп.); противоопухолевые, иммунодепрессивные и сопутствующие средства (*** - 10 уп.); средства для лечения остеопороза (*** - 5 уп.); антисептики и средства дезинфекции (*** - 100 уп.); средства для лечения заболеваний желудоч­но-кишечного тракта (*** - 50 уп, *** , 1,0 №10 - 50 уп., *** №10 - 200 уп.); средства для лечения заболеваний почек и мочевыводящих путей (*** - 200 уп.); лекарственные средства, ис­пользующиеся при офтальмологических заболеваний не обозначенные в других рубриках (*** - 10 уп.); витамины и минералы (*** - 200 уп., *** - 200 уп.); средства, влияющие на центральную нервную систему (*** - 200 уп.); средства, влияющие на сердечно­сосудистую систему (*** - 30 уп., *** - 30 уп., *** - 200 уп., ***-20 уп., ***-50 уп.); антигистаминные средства (*** - 300 уп., *** мг/мл 2,0 №10 - 100 уп.); анестетики (*** - 20 уп.); гор­моны (***-100 уп.); системы для переливания растворов -2000 шт.; Шприцы 5,0 - 30000 шт.; средства, влияющие на органы дыха­ния (*** - 50 уп.).

Обязать ГУЗ «Карсунская РБ» обеспечить надлежащее и качественное оказание первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицин­ской помощи посредствам полученных из Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области недостающих ле­карственных средств либо приобрести вышеуказанные лекарственные сред­ства в необходимом объеме.

В удовлетворении исковых требований к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Карсунского района Ульяновской области обратился в суд с иском к Государственному учреждению здравоохранения «Карсунская районная больница» (далее – ГУЗ«Карсунская РБ»), Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время – Министерство здравоохранения Ульяновской области, далее – Министерство) об обеспечении необходимым финансированием на закупку лекарственных средств, приобретению лекарственных средств и препаратов, надлежащему и качественному оказанию медицинской помощи. В обоснование исковых требований указал, что проведённой прокуратурой проверкой установлено, что по состоянию на 21.09.2018 оперативная обеспеченность ГУЗ «Карсунская РБ» лекарственными средствами составляет 15,6% от потреб­ности и явно является недостаточной для оказания своевременной и квали­фицированной помощи больным в стационарных условиях. Данная ситуация сложилась по причине нехватки денежных средств, выделяемых больнице на приобретение лекарств. Согласно Уставу ГУЗ «Карсунская РБ» больница является государственным учреждением здравоохранения, учредителем которой выступает Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.Кроме того, обеспечение лекарственными препаратами такого рода учреждений является расходными обязательствами субъекта РФ – Ульяновской области. Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благо­получия Ульяновской области организовать надлежащее и качественное ока­зание первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицин­ской помощи в ГУЗ «Карсунская РБ» путем предоставления в указанную медицинскую организацию необходимых для лечения лекарственных средств или выделением финансирования на закупку ГУЗ «Карсунская рай­онная больница» лекарственных средств: анальгетики, нестероидные проти­вовоспалительные препараты, средства для лечения ревматических заболе­ваний и подагры (*** в количест­ве 40 упаковок (далее - уп.), *** - 300 уп., *** - 1500 уп., *** - 300 уп., *** - 200 уп., *** - 200 уп., *** - 500 уп., *** - 20 уп.); Противоопухолевые, иммунодепрессивные и сопутствующие средства (*** - 10 уп.); Средства для лечения остеопороза (*** - 5 уп.); Антисептики и средства дезинфекции (*** - 100 уп.); Средства для лечения заболеваний желудоч­но-кишечного тракта (*** - 50 уп*** - 50 уп., *** - 200 уп.); Средства для лечения заболеваний почек и мочевыводящих путей (*** - 200 уп.); Лекарственные средства, ис­пользующиеся при офтальмологических заболеваний не обозначенные в других рубриках (*** - 10 уп.); Витамины и минералы (*** - 200 уп., *** - 200 уп.); Средства, влияющие на центральную нервную систему (*** - 200 уп.); Средства, влияющие на сердечно­сосудистую систему (*** - 30 уп., *** - 30 уп., *** - 200 уп., ***-20 уп., ***-50 уп.); Антигистаминные средства (*** - 300 уп., *** - 100 уп.); Анестетики (*** - 20 уп.); Гор­моны (***-100 уп.); Системы для переливания растворов -2000 шт.; Шприцы 5,0 - 30000 шт.; Средства, влияющие на органы дыха­ния (*** - 50 уп.), обязать ГУЗ «Карсунская РБ» обеспечить надлежащее и качественное оказание первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицин­ской помощи посредствам полученных из Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области недостающих ле­карственных средств либо приобрести вышеуказанные лекарственные сред­ства в необходимом объеме.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благо­получия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указывает, что в 2018 году ГУЗ «Карсунская РБ» выделялись денежные средства на закупку лекарственных препаратов в пределах утвержденных лимитов.  Полагает, что дефицит денежных средств на приобретение лекарственных препаратов является следствием неправильного планирования и расходования средств ГУЗ «Карсунская РБ»,  поскольку потребность в лекарственных препаратах и их достаточность должна оценивать сама медицинская организация. Указывает на невозможность исполнения решения суда в связи с завершением финансового года. Отмечает, что в компетенцию Министерства не входят вопросы оказания медицинской помощи и соблюдение стандартов медицинской помощи. Дополняет, что в настоящее время Министерством проводится работа по дополнительному обеспечению учреждения недостающими лекарственными препаратами.

В отзыве на апелляционную жалобу ТФОМС Ульяновской области просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Дело рассмотрено в отсутствие   не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что ГУЗ «Карсунская РБ» является государственным учреждением здравоохранения. Согласно Уставу больницы Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является ее учредителем.

Ссылаясь на то обстоятельство, что в 2018 году в больнице имел место дефицит лекарственных средств и препаратов, вызванный недостаточным финансированием их закупок Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований, не установлено.

Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с требованиями  ч.ч.3 и 4 ст.36 Федерального закона №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда, в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и нормативом финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта Российской Федерации.

На основании указанных нормативных правовых актов суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в случае недостаточности финансовых средств на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения софинансирование осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов.

В суд апелляционной инстанции от ГУЗ «Карсунская РБ» поступило сообщение о фактическом исполнении ответчиком оспариваемого судебного решения, в связи с чем, исходя из принципа правовой определенности, судебная коллегия полагает необходимым решение суда оставить  без изменения, а жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 22 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благо­получия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: