Судебный акт
Обеспечение инвалида лекарствами
Документ от 26.03.2019, опубликован на сайте 29.03.2019 под номером 79769, 2-я гражданская, об обеспечении лекарсвтенным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                      Дело № 33-1276/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       26 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 декабря 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах С*** Ф*** И*** к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить С*** Ф*** И*** лекарственным препаратом «***» по рецептам: от 14.08.2018 серии ***, от 17.10.2018 серии ***, серии *** (3 упаковки по 100 штук).

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И.,  возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах С*** Ф.И., *** года рождения, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении лекарственным  препаратом.

Требования мотивировал тем, что проверкой установлено, что по медицинским показаниям С*** Ф.И. необходимо ежедневно принимать препарат «***», четыре таблетки в день, которым он не был обеспечен  по рецептам от 14.08.2018 серии ***, от 17.10.2018 серии ***, от 21.11.2018  серии ***.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить С*** Ф.И.   лекарственным препаратом ***», по рецептам от 14.08.2018 серии ***, от 17.10.2018 серии ***, от 21.11.2018  серии ***. Обратить решение к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве законного представителя несовершеннолетнего  была привлечена С*** Е.А.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что  С*** В.И., *** года рождения, является ребенком-инвалидом и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

Министерством закупался лекарственный препарат «***» согласно соответствующему государственному контракту об оказании услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области.

Полагает, что необеспечение истца лекарственным препаратом  «***» по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине          АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта. 

Кроме того дополняет, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от      21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания.

Таким образом,  обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. 

Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

Так же полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Министерство здравоохранения Ульяновской области не имеет возможности профинансировать обеспечение данными лекарственными препаратами С*** Ф.И., в связи с завершением 2018 финансового года. 

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области с 14.01.2019 на основании внесения изменений в Единый  государственный реестр юридических лиц переименовано в Министерство здравоохранения Ульяновской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Нормы Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), действующие в Российской Федерации с 1990 года, основываясь на незыблемости права детей на особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье, предписывают, что государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24).

В Российской Федерации, как социальном государстве, предусматривается охрана здоровья людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

При этом материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Обеспечение интересов детей также находится в спектре государственной политики в здравоохранении.

В  развитие  указанных  положений,  ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Из материалов дела следует, что С*** Ф.И., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается у врача-педиатра  в поликлинике «П***»  и в педиатрическом отделении ГУЗ «У***» с диагнозом: «***». С*** Ф.И. имеет право на льготное лекарственное обеспечение по федеральной и региональной льготе.

Согласно выписным эпикризам ГУЗ ***  от 13.11.2018, ГБУЗ «***» от 06.06.2017 С*** Ф.И. по медицинским показаниям необходимо  ежедневно принимать  препарат «***» по 4 таблетки в день.

Данный  медицинский препарат  включен в перечни лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для  оказания медицинской помощи, утвержденные  Распоряжениями Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р (на 2018 год) и от 10.12.2018 № 2738-р (на 2019 год).

На лекарство «***» лечащим врачом были выписаны рецепты: 14.08.2018 серии ***, от 17.10.2018 серии ***, серии *** (3 упаковки по 100 штук), однако аптечным учреждением данный рецепт отоварен не был.

В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24.11.1995  N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

В силу  п. 9  ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года за № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.

В соответствии с ч.1 со ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено:

осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;

своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;

привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

В утвержденный Перечень включены, в том числе, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, дети первых трех лет жизни.

Обязанность по организации обеспечения ребенка бесплатно на период лечения данным лекарством лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в силу следующего.

Так, в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275-П, Министерство является исполнительным органом государ­ственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

В соответствии с п.2.2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением осуществляет в том числе и следующие полномочия: организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в пределах своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Согласно п.2.2.17 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых в том числе: формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства; Согласно п.2.2.19 Положения получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. В соответствии с п.2.2.21 Положения Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.

Установив, что  С*** Ф.И. лечащим врачом по медицинским показаниям выписаны рецепты  от 14.08.2018 серии ***, от 17.10.2018 серии ***, серии *** на лекарственный препарат «***» (3 упаковки по 100 штук), однако данным лекарственным препаратом он обеспечен не был, суд правильно  возложил на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить  несовершеннолетнего С*** Ф.И.  лекарственным препаратом «***» (3 упаковки по 100 штук) по выписанным рецептам врача от 14.08.2018 серии ***, от 17.10.2018 серии ***, серии ***. 

Доводы апелляционной жалобы в части того, что необеспечние  С*** Ф.И. лекарственным препаратом «***» возникло по вине АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Так, фактическое обеспечение  истца  необходимым ему лекарственным препаратом  в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов данным препаратом (наличие его в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время Министерство здравоохранения Ульяновской области).

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по заключенному им контракту обеспечение льготной категории граждан медицинским препаратом «***» было полным и его невыдача С*** Ф.И. по предъявленным рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  истца указанным лекарственным препаратом  носит постоянный характер,  соответственно обеспечение  им, в том числе и по рецептам  от 14.08.2018, 17.10.2018   в текущем году  не приведет  к тому, что  С*** Ф.И.  будет им обеспечен свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  истца лекарственными препаратами «***»  по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

Не являются основанием к отмене судебного решения и доводы жалобы в части  невозможности профинансировать обеспечение данным лекарственным препаратом С*** Ф.И., в связи с завершением 2018 финансового года. 

Так, завершение финансового года не снимает с ответчика обязанности  обеспечить истца лекарственным препаратом за прошедший год, поскольку своевременное необеспечение явилось результатом ненадлежащего исполнения  Министерством здравоохранения Ульяновской области возложенных на него обязанностей. 

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение о об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Ленинского района города  Ульяновска в полном объеме, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения   Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: