Судебный акт
Оспаривание предписания
Документ от 26.03.2019, опубликован на сайте 02.04.2019 под номером 79749, 2-я гражданская, о признании предписания незаконным и его отмене, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Писарева Н.В.                                                                     Дело № 33а-1009/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                 26 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Трифоновой Т.П.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В., 

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сабирова Баходира Джуманиязовича на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 18 декабря 2018 года, по которому постановлено:

 

административное исковое заявление Сабирова Баходира Джуманиязовича к Управлению Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области о признании незаконным предписания № УЛ-05/36 от 24 августа 2018 года, выданного Управлением Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области, приостановлении действия предписания оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой  Ю.В., пояснения Сабирова Б.Д., подержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей Управления Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области  - Матвеевой В.Р. и Салаевой И.Г., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Сабиров Б.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области (далее Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области) о признании незаконным предписания № УЛ-05/36 от 24 августа 2018 года.

В обоснование иска указал, что  26 июня 2018 года на основании приказа Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 20 июня 2018 года № 171 проведен рейдовый осмотр (обследование) земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером *** общей площадью 89 527 кв.м, расположенного по адресу: ***.

В акте планового (рейдового) осмотра указано, что на земельном участке не проводятся обязательные агротехнические мероприятия, а именно не проводится вспашка, обработка почвы, посев сельскохозяйственных культур и агротехнические мероприятия по уходу за ними: не производятся мероприятия по улучшению плодородия земли: не вносятся органические и минеральные удобрения; не проводятся противоэрозионные, фитосанитарные, мелиоративные мероприятия, вследствие чего земельный участок сельскохозяйственного назначения зарос сорной растительностью и деревьями (сосна, береза) высотой от 0,5 м до 5 м. В данных действиях (бездействиях) содержатся признаки нарушения ст. ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона № 101-ФЗ от 16.07.1998 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», в действиях                                 ИП КФХ Сабирова Б.Д. усматриваются признаки административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Земельный участок с кадастровым номером *** принадлежит ему на праве собственности, имеет вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

В последствие указанное рейдовое мероприятие стало основанием проведения в отношении него как физического лица внеплановой документальной проверки, предписано предоставить план проведения агротехнических мероприятий по освоению земельного участка.

По результатам проверки вынесено предписание об устранении  нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, которым предписано в  срок до 24 апреля 2019 года, в соответствии с проектом рекультивации провести агротехнические, фитосанитарные, мелиоративные мероприятия, вовлечь в сельскохозяйственный оборот земельный участок сельскохозяйственного назначения,  расположенный по адресу: ***

Данный земельный участок используется им по целевому назначению с учетом особенностей рельефа местности, нахождения с одной стороны оврага, по которому протекает ручей, с другой стороны – болото, на котором производится выпас скота, разведение пчел, сенокошение, в дальнейшем планируется рыбоводство и птицеводство. О возможности предоставления дополнительных документов, подтверждающих факт целевого использования, кроме  указанных в распоряжении, ему не разъяснялось.

С момента приобретения земельного участка он использует его по целевому назначению: проводит выпас скота, сенокошение, пчеловодство, нарушений по целевому использованию участка не допускает, считает предписание незаконным и необоснованным.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Сабиров Б.Д. не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным. Предписание является незаконным, поскольку земельный участок фактически используется по целевому назначению. Считает, что суд должен был критически отнестись к показаниям свидетеля ***., поскольку его представление стало основанием для проведения проверки, а значит, он является заинтересованным лицом. Кроме этого, судом необоснованно не были учтены доказательства, представленные им               (Сабировым Б.Д.) в ходе судебного разбирательства.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на неё,  судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Сабирову Б.Д. на праве собственности с 29 июля 2016 года принадлежит земельный участок   сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером ***, с разрешенным видом использования:  для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ульяновская область, Майнский район, МО «Майнское городское поселение».

26 июня 2018 года государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области Мироновым В.А. на основании приказа и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 20 июня 2018 года № 171 проведен рейдовый осмотр, обследование  данного земельного участка.

По результатам проверки был составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования № 05-36-УЛ от 26 июня 2018 года, в котором выявлено неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения, невыполнение обязательных мероприятий, агротехнических мероприятий (вспашка, обработка почвы, посев сельскохозяйственных культур и иные агротехнические мероприятия); земельный участок зарос сорной растительностью и деревьями высотой от 0,5 м до 5 м.

На основании мотивированного представления от 27 июня 2018 года заместителя начальника отдела государственного земельного надзора в связи с выявленными нарушениями по зарастанию земельного участка сельскохозяйственного назначения сорной растительностью и древесно-кустарниковой растительностью, 10 июля 2018 года заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области Романовым Н.В. вынесено распоряжение № 05/73/109 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Сабирова Б.Д. В пункте 13 распоряжения для достижения целей и задач проверки Сабирову Б.Д. предложено предоставить план проведения агротехнических мероприятий по освоению земельного участка с кадастровым номером ***.  

По результатам внеплановой документарной проверки в отношении Сабирова Б.Д. 24 августа 2018 года составлен протокол об административном правонарушении № УЛ-05/36 по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

Как следует из оспариваемого предписания, земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером *** зарос сорной растительностью и деревьями (сосна, береза) высотой от 0,5 до 5 метров. Залесённость и закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка. На земельном участке не проводятся обязательные агротехнические мероприятия (вспашка, обработка почвы, посев сельскохозяйственных культур и агротехнические мероприятия по уходу за ними), не проводятся мероприятия по улучшению плодородия земли. Сабиров Б.Д. не выполнил установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.  Данные  действия являются нарушением ст.ст. 12, 13, 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Сабирову Б.Д. предписано устранить указанные нарушения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 24 апреля 2019 года, а именно: в соответствии с проектом рекультивации  провести агротехнические, фитосанитарные, мелиоративные мероприятия, вовлечь в сельскохозяйственный оборот земельный участок сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства. 

Отказывая в удовлетворении исковых требований   Сабирова Б.Д.  суд первой инстанции пришел к  выводу о том, что  выданное  предписание  обоснованно, соответствует требованиям законодательства, права Сабирова Б.Д.  не нарушает.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.

Суд первой  инстанции  согласился  с выводами должностного лица административного органа о том, что залесенность и закустаренность указанного земельного участка составляет на пашне свыше 15 % площади, а также с тем, что на земельном участке не были выполнены обязательные агротехнические мероприятия (вспашка, обработка почвы, посев сельскохозяйственных культур и агротехнические мероприятия по уходу за ними); мероприятия по улучшению плодородия земли; не вносятся органические и минеральные удобрения, не проводятся противоэрозийные фитосанитарные, мелиоративные мероприятия).

Вместе с тем,  судом  необоснованно оставлены без внимания показания свидетеля ***., ранее работавшего председателем колхоза им. Кирова, пояснившего в судебном заседании, что деревья и кустарники на земельном участке с кадастровым номером ***, который ранее входил в состав земель сельскохозяйственного назначения колхоза им. Кирова, были посажены вдоль оврага с целью защиты пахотной земли; показания свидетеля                  ***. – жителя деревня Томбы, о засеве Сабировым Б.Д. полей многолетними травами, разведении и выпасе скота на земельном участке; показания свидетеля ***., работающего механизатором у ИП Сабирова Б.Д., о выпасе скота на земельном участке, сенокошении, содержании улей с пчелами.

Пунктом 16 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденного Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 591, установлено, что юридическими фактами завершения проведения проверки являются: 1) составление акта проверки с приложением необходимых документов; 2) выдача обязательных для исполнения предписаний (в случае обнаружения правонарушений по результатам проведения проверки).

Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, утверждена Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.12.2014                        851 в соответствии с п. 8 ст. 71 Земельного кодекса  Российской Федерации.

Предписание об устранении выявленных нарушений должно содержать описание нарушения с указанием площади, местоположения, кадастрового номера земельного участка,  сроки их устранения, с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены.

Постановление   заместителя руководителя Управления  Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской  области от 25.09.2018  о  признании Сабирова Б.Д.  виновным в совершении административного   правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  отменено.

На земельном участке с кадастровым номером ***   имеется овраг, непахотные земли, территория,  предназначенная для выпаса скота, пруд.

В  настоящее время (4 марта 2019 года) земельный участок с кадастровым номером *** не существует, так как разделен на три самостоятельных земельных участка.

Выдавая предписание,  надзорный орган не определил последовательность и перечень действий истца, направленных на проведение  мероприятий  в отношении  земельного участка.

Установив несоответствие оспариваемого предписания нормативным правовым актам, регулирующим надзорную функцию по осуществлению государственного  земельного надзора и нарушение прав административного истца возложением на него обязанности, не имеющей четкой формулировки, судебная коллегия  считает необходимым удовлетворения  административное исковое заявление и  отменить предписание    УЛ-05/36  Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
 

определила:

решение Майнского районного суда  Ульяновской области  от 18 декабря 2018 года отменить, принять по административному делу новое решение.

Административное исковое заявление  Сабирова  Баходира Джуманиязовича  удовлетворить. Признать незаконным  и отменить  предписание  об устранении  нарушения требований  земельного законодательства  Российской Федерации                    № УЛ-05/36 от 24 августа 2018 года, выданное  Управлением   Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи: