УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Бирюкова О.В. Дело № 33-1022/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
19 марта 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,
с участием прокурора Колгановой Е.А.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 ноября 2018 года, по
которому постановлено:
Исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области
обеспечить Пронину Елену Олеговну лекарственными препаратами *** по
рецептам от 24.08.2018, 25.09.2018.
В остальной части иска
отказать.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора
Колгановой Е.А., возражавшей против
доводов жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в
интересах Прониной Е.О., обратился в суд
с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области ( в настоящее время Министерство здравоохранения Ульяновской
области) об обеспечении лекарственными
препаратами.
Требования мотивировал тем, что проверкой установлено, что
по медицинским показаниям Прониной Е.О. жизненно необходимо применение
лекарственных препаратов ***, которыми она не была обеспечена по рецептам от
24.08.2018, 25.09.2018, *** по рецептам от 24.08.2018, 25.09.2018, *** по
рецептам от 24.08.2018, 25.09.2018.
До настоящего времени истица указанными препаратами не
обеспечена.
С учетом уточнения исковых требований, прокурор просил суд
обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области бесплатно обеспечить Пронину Е.О. лекарственными
препаратами *** по рецептам от 24.08.2018, 25.09.2018.
Определением суда к
участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация», ГУЗ
«Городская больница №4», Правительство Ульяновской области, Министерство финансов
Ульяновской области.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить,
принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупался
лекарственный препарат «***» согласно соответствующему государственному
контракту.
Кроме того дополняет, что в соответствии со ст. 70
Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов
производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются
только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной
медицинской помощи.
Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных
препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №
1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов,
а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя
из тяжести и характера заболевания.
Полагает, что необеспечение истца лекарственным препаратом «***» по рецептам, указанным в исковом
заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия
контракта.
Считает, что обеспечение истца спорным лекарственным
препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может
быть назначено по судебному решению.
Кроме того считает, что медицинские показания истца могут
измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными
препаратами.
Так же полагает, что увеличить дозировку и выписывать
лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство
лечащего врача не обязывает.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени
судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В
соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В силу статьи 41
Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и
медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Из материалов дела следует, что Пронина Е.О., *** года
рождения, является инвалидом *** группы, по заболеванию ***. инвалидность
установлена повторно ***.2018 года на срок ***
Пронина Е.О. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4», 24.08.2018, 25.09.2018 лечащим врачом ей
выписаны рецепты на получение лекарственных
препаратов: ***, ***, ***.
В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация»
лекарственного препарата *** истица на дату рассмотрения настоящего дела не была обеспечена данным лекарством.
В соответствии со ст. 6.1
Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в
виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2
указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий,
указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается
обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми
лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на
лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские
изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для
детей-инвалидов.
Правительство Российской
Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского
применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения,
назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень
медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания
для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с
пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.
В соответствии с
Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской
области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на
территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны
здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной
семейной политики и демографической политики Российской Федерации.
Пунктом 2.2.1 Положения
Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в
Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной
помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной
пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского
применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно п. 2.2.19
Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета
Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные
трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и
приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество
взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с Перечнем
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского
применения на 2018 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской
Федерации 23 октября 2017 №2323-р, лекарственный препарат *** внесен в
указанный перечень, соответственно вывод суда о том, что Пронина Е.О. на
основании ст. ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет
право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных
услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения
лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на
лекарственные препараты является правомерным.
Поскольку Федеральным
законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не
предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при
ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является
незаконным. Отсутствие лекарственных препаратов в аптечной сети не может
являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором
требований.
Учитывая то, что обязанность
по организации обеспечения Прониной Е.О. бесплатно на период лечения
лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время в связи с
переименованием Министерстве здравоохранения Ульяновской области), суд
обоснованно обязал Министерство обеспечить
Пронину Е.О. лекарственным средством ***
по рецептам от 24.08.2018, 25.09.2018.
Доводы апелляционной жалобы
в части того, что необеспечние Прониной
Е.О. лекарственным препаратом *** возникло по вине АО «УльяновскФармация»
несостоятельны.
Так, фактическое обеспечение
истицы необходимым ей лекарственным
препаратом в данном случае зависит от
реальной обеспеченности выписанных рецептов данным препаратом (наличие
его в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (в
настоящее время Министерство здравоохранения Ульяновской области).
При этом, ответчик не представил суду доказательства того, что по заключенному
им контракту обеспечение льготной категории граждан медицинским препаратом *** было полным и его невыдача Прониной Е.О. по
предъявленным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».
Поскольку
необходимость обеспечения истицы
указанным лекарственным препаратом носит
постоянный характер, соответственно
обеспечение им, в том числе и по
рецептам от 24.08.2018, 25.09.2018 в текущем году
не приведет к тому, что Пронина Е.О. будет им обеспечена свыше необходимого.
Исходя из этого, доводы
апелляционной жалобы в части того, что
обеспечение истицы лекарственным
препаратом *** по судебному решению не соответствует рекомендациям врача,
являются несостоятельными.
В остальной части доводы
апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу,
им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной
коллегии оснований не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 ноября 2018 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: