Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 19.03.2019, опубликован на сайте 29.03.2019 под номером 79737, 2-я гражданская, об обеспечении лекарсвтенным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья   Бирюкова О.В.                                                      Дело № 33-1022/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       19 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска  удовлетворить частично.

Обязать  Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области   обеспечить Пронину Елену Олеговну лекарственными препаратами *** по рецептам от 24.08.2018, 25.09.2018.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А.,  возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Прониной Е.О.,  обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской  области ( в настоящее время Министерство здравоохранения Ульяновской области) об обеспечении лекарственными  препаратами.

Требования мотивировал тем, что проверкой установлено, что по медицинским показаниям Прониной Е.О. жизненно необходимо применение лекарственных препаратов ***, которыми она не была обеспечена по рецептам от 24.08.2018, 25.09.2018, *** по рецептам от 24.08.2018, 25.09.2018, *** по рецептам от 24.08.2018, 25.09.2018.

До настоящего времени истица указанными препаратами не обеспечена.

С учетом уточнения исковых требований, прокурор просил суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить Пронину Е.О. лекарственными препаратами *** по рецептам от 24.08.2018, 25.09.2018.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница №4», Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» согласно соответствующему государственному контракту.

Кроме того дополняет, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания.

Полагает, что необеспечение истца лекарственным препаратом  «***» по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Считает, что обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. 

Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Так же полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. 

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Из материалов дела следует, что Пронина Е.О., *** года рождения, является инвалидом *** группы, по заболеванию ***. инвалидность установлена повторно ***.2018 года на срок ***

Пронина Е.О. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4»,  24.08.2018, 25.09.2018 лечащим врачом ей выписаны рецепты на получение лекарственных  препаратов: ***,  ***, ***.

В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» лекарственного препарата *** истица на дату рассмотрения настоящего дела  не была обеспечена данным лекарством.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1 Положения Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации 23 октября 2017 №2323-р, лекарственный препарат *** внесен в указанный перечень,  соответственно вывод суда о том, что Пронина Е.О. на основании ст. ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты является правомерным.

Поскольку Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие лекарственных препаратов в аптечной сети не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Учитывая то, что обязанность по организации обеспечения Прониной Е.О. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время в связи с переименованием Министерстве здравоохранения Ульяновской области), суд обоснованно обязал  Министерство обеспечить Пронину Е.О.  лекарственным средством *** по рецептам от 24.08.2018, 25.09.2018.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что необеспечние  Прониной Е.О. лекарственным препаратом *** возникло по вине АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Так, фактическое обеспечение  истицы  необходимым ей лекарственным препаратом  в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов данным препаратом (наличие его в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время Министерство здравоохранения Ульяновской области).

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по заключенному им контракту обеспечение льготной категории граждан медицинским препаратом ***  было полным и его невыдача Прониной Е.О. по предъявленным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  истицы указанным лекарственным препаратом  носит постоянный характер,  соответственно обеспечение  им, в том числе и по рецептам  от 24.08.2018, 25.09.2018  в текущем году  не приведет  к тому, что  Пронина Е.О.  будет им обеспечена свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  истицы лекарственным препаратом *** по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: