Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 12.03.2019, опубликован на сайте 29.03.2019 под номером 79729, 2-я гражданская, об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственные средства в соответствии с медицинскими показаниями и обязании обеспечить лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Трубачева И.Г.                                                                          Дело № 33-1207/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   12 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 26 декабря 2018 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Петухова Александра Владимировича, *** года рождения, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями: по рецепту от 10.01.2018 серии 731872 № 132 лекарственным препаратом *** 100 мг № 30 1 упаковка, по рецепту от 07.03.2018 серии 731872 №3866 лекарственным препаратом *** 100 мг № 30 1 упаковка, по рецепту от 07.03.2018 серии 731872 № 3866 лекарственным препаратом *** 10 мг № 20 3 упаковки, по рецепту от 23.07.2018 серии 731872 № 12339 *** № 100 1 упаковка.

В остальной части иска и в иске к ГУЗ «Ульяновская районная больница» об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов Петухову Александру Владимировичу на лекарственные средства в соответствии с медицинскими показаниями  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области в интересах Петухова А.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения (далее – ГУЗ) «Ульяновская районная больница», Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время – Министерство здравоохранения Ульяновской области) об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов, обеспечении  лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что Петухов А.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы, в связи с имеющимися заболеваниями наблюдается в ГУЗ «Ульяновская районная больница» и нуждается в приеме ряда лекарственных препаратов. Неоднократно Петухов А.В. обращался в ГУЗ «Ульяновская районная больница» за выпиской рецептов на лекарственные препараты для получения их бесплатно. 10.01.2018 Петухову А.В. был выписан рецепт на одну упаковку лекарственного препарата *** 100 мг № 30, 07.03.2018 - рецепты на одну упаковку лекарственного препарата *** 100 мг № 30, три упаковки лекарственного препарата *** 10 мг № 20, 23.07.2018 - рецепт на одну упаковку *** № 100, 17.10.2018 - рецепт на одну упаковку лекарственного препарата *** 100 мг № 30. Однако, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по названным выше рецептам врача Петухов А.В. обеспечен не был по причине их отсутствия в аптечном пункте АО «УльяновскФармация». Прокурор просил обязать: ГУЗ «Ульяновская районная больница» обеспечить своевременное оформление рецептов Петухову А.В. на лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с медицинскими показаниями; Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - обеспечить Петухова А.В. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по названным выше рецептам.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  (далее – Министерство) не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что Министерство производило закупку спорных лекарственных препаратов и медицинских изделий на основании государственных контрактов. Просит учесть, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что необеспечение Петухова А.В. медицинскими изделиями и лекарственными препаратами возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по условиям контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Просит учесть, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам, срок годности которых истек, невозможно. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться, и Петухов А.В., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Также указывает, что увеличивать дозировку и выписывать лекарства и медицинские изделия впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.  Обращает внимание, что Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение истца спорными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в связи с завершением финансового года.  

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ульяновского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Петухов А.В. является инвалидом *** группы, страдает рядом заболеваний, в связи с которыми нуждается в приеме лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.

Лечащим врачом Петухову А.В. были выписаны льготные рецепты на лекарственные препараты: *** - 10.01.2018, 07.03.2018; *** - 07.03.2018; изделия медицинского назначения - *** № 100 - 23.07.2018.

Однако Петухов А.В. указанными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по названным льготным рецептам обеспечен не был в связи с их отсутствием в аптечной сети.

Удовлетворяя частично заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Петухова А.В. лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Спорные лекарственные препараты включены в соответствующий Перечень лекарственных препаратов на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года № 2323-р.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Петухова А.В. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено действовавшее на момент рассмотрения спора Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 названного Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, вступившим в силу с 01.01.2019 Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1).

Согласно разделу 2 Положения от 16.11.2018 Министерство в сфере управления здравоохранением:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (пункт 20);

организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (пункт 21);

организовывает обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 48);

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Петухов А.В.

При этом оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить истца лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по конкретным рецептам врача.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Петухова А.В. в спорных лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Петухова А.В. лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам 2018 года в связи с окончанием 2018 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 26 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи