Судебный акт
Отказ в предоставлении социальной выплаты на приобретения жилья сотруднику уголовно-исполнительной системы
Документ от 19.03.2019, опубликован на сайте 29.03.2019 под номером 79722, 2-я гражданская, о признании права на получение единовременной социальной выплаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зарипов Р.Р.                                                                              Дело № 33-1110/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  19 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Приказчикова Валерия Викторовича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 18 декабря 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Приказчикова Валерия Викторовича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным решения комиссии в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Мошкова А.Ю., полагавшего решение  суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Приказчиков В.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее – УФСИН России по Ульяновской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение данной выплаты и возложении обязанности поставить на учет для получения выплаты. В обоснование иска указал, что до 3 мая 2007 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности *** *** в ФКУ *** УФСИН России по Ульяновской области в городе Димитровграде. Имеет выслугу лет в календарном исчислении более 15 лет, уволен с органов уголовно-исполнительной системы в 2007 году. Состоит на учете по улучшению жилищных условий с 1994 года. В период прохождения службы он обратился с рапортом и необходимыми документами в комиссию территориального органа - УФСИН России по Ульяновской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членам их семей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На заседании комиссии УФСИН России по Ульяновской области от 22 сентября 2014 года было принято решение направить пакет его документов в ФСИН России. 26 октября 2016 года комиссией ФСИН России принято решение об отказе в постановке его на учет в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369, поскольку он не представил обязательные документы, предусмотренные п.5 Правил, а также в связи с его обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. Считает данное решение незаконным, так как он не является членом семьи матери – собственника жилого помещения, вместе они не проживают, общего хозяйства не ведут. Просил суд признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом №86 от 26 октября 2016 года в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи один человек с даты регистрации рапорта - с 1994 года.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Приказчиков В.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в иске. Настаивает на том, что в силу закона не является членом семьи своей матери, что подтвердили также свидетели, допрошенные в суде первой инстанции. Он проживает отдельно от матери, жилых помещений в собственности, а равно в пользовании по договору социального найма не имеет. Его мать стала собственником жилого дома после смерти супруга, он отказался от своей доли наследства в пользу матери. С этого момента прошло уже более пяти лет. Настаивает на том, что при обращении к ответчику с заявлением о постановке на учет он представил все необходимые документы, в том числе справку формы 8, которая содержала сведения, аналогичные сведениям, указанным в домовой книге.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ) установлено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 4).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4).

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 19 июля 1994 года по 2 мая 2007 года Приказчиков В.В. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на должностях младшего начальствующего состава.

На момент увольнения со службы (2007 год) выслуга лет Приказчикова В.В. составляла более 15 лет.

С 1994 года Приказчиков В.В. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

28 апреля 2014 года Приказчиков В.В. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Ульяновской области с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369.

Решением территориальной подкомиссии УФСИН России по Ульяновской области от 22 сентября 2014 года постановлено направить представленный Приказчиковым В.В. пакет документов в комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его и членов его семьи на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением от 26 октября 2016 года комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, в том числе  уволенным со службы из органов уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Приказчикову В.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369, а также в связи с обеспеченностью истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.

Из содержания решения комиссии следует, что вывод об обеспеченности истца жилой площадью сделан на основании ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом того, что Приказчиков В.В. является членом семьи собственника жилого помещения, поскольку с 2004 года он постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 51,53 кв.м по адресу: У*** область, г.Д***, ул. М***, д. ***, принадлежащем на праве собственности его матери.

Полагая данное решение комиссии незаконным, Приказчиков В.В, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее – Правила от 24 апреля 2013 года).

Пунктом 5 Правил от 24 апреля 2013 года № 369 установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

Этим же пунктом названных Правил определен перечень документов, которые должны быть приложены сотрудником к заявлению, к числу которых относятся  выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (пп. «з» п.5).

Копии документов, указанные в пункте 5 данных Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (п. 6 Правил).

В заявлении, с которым Приказчиков В.В. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Ульяновской области, истец указал, что проживает по адресу: У*** область, г. Д***, ул. М***, д. ***.

Материалами дела подтверждено, что жилое помещение по адресу: У*** область, г. Д***, ул. М***, д. ***, представляет собой жилой дом общей площадью 51,53 кв.м, собственником которого на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 30 ноября 2006 года является П*** Л.П. – мать истца.

В жилом доме по названному адресу зарегистрированы: Приказчиков В.В. (истец) – с 19 августа 1989 года, П*** Л.П. (мать истца) – с 27 июля 1980 года.

Часть 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относит проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей данного собственника.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пп. «а» п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что для признания членами семьи собственника его супруга, родителей и детей, вселенных собственником в жилое помещение, достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Как указано выше, обращаясь с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, истец сам указал, что проживает в жилом помещении, собственником которого является его мать.

Иных адресов проживания Приказчиков В.В. не указывал, равно как и не представлял документы в отношении других жилых помещений по месту фактического проживания.

Таким образом, отказ Приказчикову В.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на том основании, что он обеспечен жилым помещением как член семьи собственника жилого помещения (матери) является законным.

Показания допрошенных в суде свидетелей, на которые содержится ссылка в апелляционной жалобе, не могут служить опровержением приведенных выше письменных доказательств.

Поскольку Приказчикову В.В. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с его обеспеченностью жилым помещением, а не только по причине предоставления им неполного пакета документов, доводы апелляционной жалобы в этой части не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены судебного решения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 18 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Приказчикова Валерия Викторовича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи