Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 19.03.2019, опубликован на сайте 29.03.2019 под номером 79671, 2-я гражданская, об обеспечении жизненно-необходимыми лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                  Дело № 33-1143/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  19 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 декабря 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Исаевой Дарьи Николаевны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении лекарственными средствами удовлетворить.

Возложить обязанность на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить  Исаеву Дарью Николаевну лекарственными препаратами, рекомендованными ей по жизненным показаниям на основании решения врачебной комиссии   *** в количестве 6 шприц-ручек в месяц, 72 шприц-ручки в год, *** 6 флаконов по 500 мл в год***

Решение суда в части обеспечения Исаевой Дарьи Николаевны лекарственными препаратами  *** в количестве 6 шприц-ручек в месяц, 72 шприц-ручки в год;  *** 6 флаконов по 500 мл в год обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Исаевой Д.Н., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Исаева Д.Н. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении лекарственными средствами. В обоснование иска указала, что имеет редкое (орфанное) врожденное заболевание – ***, включенное в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, имеет медицинское заключение ФГБУ *** Минздрава России, подтверждающее диагноз, необходимость лечения и приём соответствующих препаратов. Однако Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области отказало в обеспечении ее лекарственными препаратами со ссылкой на их отсутствие в Перечне лекарственных препаратов, подлежащих отпуску отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета, а также в перечне необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Аналогичный ответ был получен при обращении в Росздравнадзор. Однако препараты *** зарегистрированы на территории РФ и внесены в государственный реестр лекарственных средств. Просила признать за ней право на обеспечение лекарственными препаратами: *** (в количестве 6 шприц-ручек в месяц, годовая потребность 72 шприц-ручки; *** 6 флаконов по 500 мл в год за счет средств субъекта РФ – Ульяновской области, обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить ее лекарственными препаратами, рекомендованными ей по жизненным показаниям на основании решения врачебной комиссии *** в количестве 6 шприц-ручек в месяц, 72 шприц-ручки в год для использования в домашних условиях; *** *** Обратить решение к    немедленному исполнению.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом, исходя из тяжести и характера заболевания. Считает, что обеспечение лекарствами осуществляется лишь на основании выписанных в установленном порядке рецептов, соответственно, суд не может решать вместо лечащего врача на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Так же указывает на отсутствие возможности закупать лекарственные препараты «***» и «***» за счёт средств регионального бюджета по причине отсутствия их в перечне, утверждённом постановлением Правительства Ульяновской области от 26.12.2017 №680-П. 

В возражениях на жалобу Исаева Д.Н. просит оставить решение суда без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) организация обеспечения лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями, лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством РФ, входит в перечень полномочий, которые Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации, при этом средства на осуществление этих полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

В соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях обеспечения граждан, страдающих орфанными заболеваниями, лекарственными препаратами осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403 утвержден порядок ведения регистра, а также Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в который включено заболевание «дефект в системе комплемента» (п. 6).

Согласно ч. 9 ст. 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с постановлением правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П «О Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области», действовавшим на момент разрешения спора,  Министерство являлось исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья. Пунктом 2.2.1 Положения предусмотрено, что Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Согласно п. 2.1.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Положением предусмотрено, что Министерство организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Исаева (ранее Авдонова) Д.Н. состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В. А. Егорова» с диагнозом: «***». Указанный диагноз был установлен Авдоновой Д.Н. 21.11.2014 в *** ФМБА России, где она наблюдается в связи с редким жизнеугрожающим (орфанным) заболеванием – ***. Сведения об Авдоновой Д.Н. включены в региональный сегмент федерального регистра лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Согласно  заключения консультативного приема в  ФГБУ «НМИЦДГОИ им.Дмитрия Рогачева» Минздрава России от 21.06.2018  истице  показано использование с целью профилактики (краткосрочной и долгосрочной) препарата ***, по жизненным показаниям при первых признаках развития отека любой локализации показано введение препарата *** ***). Учитывая частоту возникновения отеков необходимо иметь при себе 2-3 шприц-ручки на 1 приступ (6-9 ручек в месяц), учитывая частоту возникновения отеков и тяжесть и длительность их течения показано использовать *** *** (для использования в условиях стационара)!% составляет 6 флаконов по 500 мл.

На основании указанного заключения врачебной комиссией (протокол № 1474 от 28.06.2018) поликлиника № 2 ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В. А. Егорова» подтвердила нуждаемость истицы в указанных препаратах  его объемах.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07.08.2015 по гражданскому делу по иску прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах Авдоновой Д.Н. (в настоящее время Исаевой), на  Министерство здравоохранения Ульяновской области уже возлагались обязанности по обеспечению Исаевой Д.Н. препаратами ***.

Как следует из ответов на запросы суда из Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  и АО «Ульяновскфармация» в 2018 году лекарственные препараты *** и *** в рамках проведенных аукционов на склад АО «Ульяновскфармация»  не поступали, данные препараты Министерством не закупались.

В судебном заседании свидетель – лечащий врач истицы О*** Н.Д. подтвердил нуждаемость пациентки в указанных лекарственных препаратах, при этом препараты должны постоянно находится при пациентке. В настоящее время рецепты на данные препараты он как лечащий врач не выписывает, поскольку данных препаратов нет на выдачу. Но уже больше года препаратов не было.  На сегодняшний день не существует стандарта и порядка оказания медицинской помощи по профилю НАО. Поэтому назначение и применение лекарственного препарата для лечения НАО происходит на основании решения врачебной комиссии.

На основании вышеприведенных норм действующего законодательства, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд первой инстанции пришел выводу об удовлетворении заявленных требований Исаевой Д.Н., поскольку заболевание истца включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403, ее постоянная нуждаемость в истребуемых лекарственных препаратах подтверждена в установленном законом порядке  - комиссионно, препарат требуется ей по жизненным показаниям.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется, в силу чего доводы апелляционной жалобы Министерства не могут быть приняты судебной коллегией.  

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: