Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 12.03.2019, опубликован на сайте 26.03.2019 под номером 79619, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                                  Дело № 33-1047/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 12 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 декабря 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска, действующего в интересах  Морозова Александра Михайловича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Морозова Александра Михайловича лекарственным препаратом «***» 30 мг пятью упаковками по 28 штук (по рецептам серии *** от 06.02.2018, серии *** от 06.03.2018, серии *** 10.05.2018, серии *** от 04.09.2018, серии *** от 04.10.2018).

В остальном в удовлетворении иска отказать.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска, действуя в интересах Морозова А.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности обеспечить истца лекарственными препаратами.

Требования мотивировал тем, что лечебным учреждением истцу были выданы рецепты на получение лекарств на льготных основаниях, но Министерство не исполнило своих обязательств и не обеспечило Морозова А.М. необходимыми ему лекарственными препаратами по причине их отсутствия в аптеках города Ульяновска.

Просил обязать обеспечить Морозова А.М. лекарственным препаратом *** 30 мг шестью упаковками по 28 штук (по рецептам серии *** от 06.02.2018, серии *** от 06.03.2018, серии *** 10.05.2018, серии *** от 02.08.2018, серии *** от 04.09.2018, серии *** от 04.10.2018).

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница №3».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупался спорный лекарственный препарат согласно соответствующему государственному контракту.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Дополняет, что согласно сведениям из Региональной медицинской информационной системы дальнейшее обеспечение Морозова А.М.  лекарственным препаратом «***» Министерством осуществляется.

Полагает, что необеспечение истца спорным лекарственным препаратом по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Считает, что обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. 

Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Так же полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Морозов А.М., *** года рождения, является инвалидом *** группы, состоит на диспансерном учете в ГУЗ Городская больница №3 поликлиника №2 с диагнозом: ***, находится на *** с 2003 года.

Врачом-*** диализного центра Морозову А.М. назначен лекарственный препарат *** 30 мг №28  5 дней в неделю (постоянно).

06.02.2018, 06.03.2018, 10.05.2018, 02.08.2018, 04.09.2018, 04.10.2018 Морозову А.М. были выписаны рецепты на получение лекарственного препарата – ***.

Рецепт от 02.08.2018 года Морозовым А.М. в специализированную аптечную сеть предъявлен не был, при таких обстоятельствах суд отказал в иске в части возложения на ответчика обязанности обеспечить истца по рецепту от 02.08.2018, решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.

Остальные рецепты были предъявлены, но в связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» лекарственного препарата истец не был обеспечен лекарственным препаратом «***».

Удовлетворяя частично заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности  по обеспечению Морозова А.М. лекарственным препаратом, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Спорный лекарственный препарат включен в соответствующий Перечень  лекарственных препаратов на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 23 октября 2017 №2323-р.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Морозова А.М. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14\275-П утверждено действовавшее на момент рассмотрения спора  Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п.1.1 названного Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1 Положения Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25\565-П, вступившим в силу с 01.01.2019 Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п.1.1).

Согласно разделу 2 Положения от 16.11.2018 Министерство в сфере управления здравоохранением:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (п.20); организует обеспечение граждан лекарственными препаратами  и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (п.21); организовывает обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих  право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п.48).

Из приведенных положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности  по надлежащей реализации  мероприятий, направленных на обеспечение  лекарственными препаратами  определенных групп населения, к числу которых относится Морозов А.М.

При этом оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить Морозова А.М. лекарственным препаратом по конкретным рецептам врача.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Доводы Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок  годности которых истек, основанием к отмене решения суда служить не могут, поскольку нуждаемость Морозова А.М.  в спорном лекарственном препарате носит постоянный характер.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                    Судьи: