Судебный акт
Ликвидация загрязнения почвы
Документ от 12.03.2019, опубликован на сайте 19.03.2019 под номером 79537, 2-я гражданская, о ликвидации разлива мазута, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Климонтова Е.В.                                                         Дело № 33-888/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                      12 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П.,  Васильевой Е.В.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 26 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска ликвидировать разлив мазута на земельном участке площадью 2705 кв.м, расположенном по адресу: *** в границах земельного участка с кадастровым номером ***.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителей администрации г.Ульяновска Прошутинской Н.Г., Ионовой Н.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная  коллегия

 

У с т а н о в и л а:

 

Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области обратилось в суд с иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности ликвидировать разлив мазута на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***, общей площадью 2705 кв.м.

Требования мотивированы тем, что 07.06.2018 Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области осуществлен выезд по адресу: ***, где на земельном участке с кадастровым номером *** выявлен факт загрязнения земли мазутом. Сотрудниками лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» отобраны образцы почвы и проведены замеры площадей загрязнения. По результатам лабораторных исследований установлено, что содержание нефтепродуктов в отобранных пробах превышает фоновую концентрацию. Общая площадь загрязненного земельного участка составляет 2705 кв.м.

В пределах границ вышеназванного земельного участка с 30.03.2015 по настоящее время располагаются объекты недвижимости: сооружение – бак для слива мазута, объемом 2500 куб.м (кадастровый номер ***); сооружение – мазутный бак № 1, объемом 2500 куб.м (кадастровый номер ***); сооружение – мазутный бак № 5, объемом 2500 куб.м (кадастровый номер ***); сооружение – водоем нефтеблока, объемом 700 куб.м (кадастровый номер ***); сооружение – мазутный бак № 4, объемом 4500 куб.м (кадастровый номер ***); сооружение – водоем нефтеблока, объемом 200 куб.м (кадастровый номер ***); сооружение – тоннель непроходящий, протяженностью 319 м (кадастровый номер ***); сооружение – пожарный резервуар емкостью 700 м, объемом 1050 куб.м (кадастровый номер ***); здание КПП, ограждения территории и противопожарный подъезд, площадью 29,2 кв.м (кадастровый номер ***); сооружение – водоем пожарный, объемом 100 куб.м (кадастровый номер ***); сооружение – тоннель  непроходящий, протяженностью 55 м (кадастровый номер ***); котельная, площадью 119 кв.м (кадастровый номер ***); сооружение – мазутный бак № 3, объемом 4500 куб.м (кадастровый номер ***), находившиеся в собственности Коткова В.А., который 04.03.2017 умер.

Загрязненная территория находится в прибрежной зоне Куйбышевского водохранилища, по всей территории имеются места разлива мазута. Все это создает угрозу заражения почвы нефтепродуктами и попадание мазута в грунтовые воды, использующиеся для водозабора. При этом, несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций, создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде. 

В связи с этим Министерство просило обязать администрацию города Ульяновска ликвидировать разлив мазута на земельном участке площадью 2705 кв.м, расположенном по адресу: ***, в границах земельного участка с кадастровым номером ***.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены - Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Толокнов В.В., Коткова Т.Н.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит об отмене решения суда, считая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает на то, что  после смерти Коткова В.А. в наследство принадлежащими ему объектам вступили Толокнов В.В. и Коткова Т.Н. К ним перешло и право пользования земельным участком, необходимым для использования объектов недвижимости.

Не согласна с выводом суда об отсутствии доказательств разлива мазута в результате ненадлежащего содержания наследниками наследственного имущества. В отсутствие других источников загрязнения земельного участка у суда не имелось достаточных оснований считать содержание наследственного имущества надлежащим.

При рассмотрении дела судом не была дана оценка тому факту, что по своим характеристикам имущество в виде мазутных баков, водоема нефтеблока относятся к источникам повышенной опасности. 

Суд неправильно истолковал нормы действующего законодательства, необоснованно прировняв мазут к твердым коммунальным отходам.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к
природным богатствам.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе,  по защите земель от загрязнения химическими веществами, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (ст. 13 ЗК РФ).

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с ч. 3 ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, в соответствии с которыми отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в июне 2018 года Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (в настоящее время Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области) была проведена проверка, в ходе которой на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ***, были выявлены факты загрязнения земли нефтепродуктами.

Сотрудниками лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» отобраны пробы почвы и проведены замеры площадей загрязнения.

Согласно акту № 18П0026 отбора проб для количественного химического анализа почв филиалом «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» 07.06.2018 был проведён отбор почвы на глубине в пределах 0-0,20 м. Всего отобрано 3 пробы и выполнено 56 анализов. По результатам лабораторных исследований содержание нефтепродуктов в 3 отобранных пробах превышает фоновую концентрацию.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 35 033 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под мазутным хозяйством цеха № 44, информация о зарегистрированных правах отсутствует.

Земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

В пределах границ вышеназванного земельного участка располагаются следующие объекты недвижимости: сооружение – бак для слива мазута, объемом 2500 куб.м (кадастровый номер ***); сооружение – мазутный бак № 1, объемом 2500 куб.м (кадастровый номер ***); сооружение – мазутный бак № 5, объемом 2500 куб.м (кадастровый номер ***); сооружение – водоем нефтеблока, объемом 700 куб.м (кадастровый номер ***); сооружение – мазутный бак № 4, объемом 4500 куб.м (кадастровый номер ***); сооружение – водоем нефтеблока, объемом 200 куб.м (кадастровый номер ***); сооружение – тоннель непроходящий, протяженностью 319 м (кадастровый номер ***); сооружение – пожарный резервуар емкостью 700 м, объемом 1050 куб.м (кадастровый номер ***); здание КПП, ограждения территории и противопожарный подъезд, площадью 29,2 кв.м (кадастровый номер ***); сооружение – водоем пожарный, объемом 100 куб.м (кадастровый номер ***); сооружение – тоннель  непроходящий, протяженностью 55 м (кадастровый номер ***); котельная, площадью 119 кв.м (кадастровый номер ***); сооружение – мазутный бак № 3, объемом 4500 куб.м (кадастровый номер ***), собственником которых с 30.03.2015 являлся Котков В.А.

22.02.2017 Котков В.А. умер. Как усматривается из наследственного дела № 78, после смерти Коткова В.А, в наследство вступили Толокнов В.В. и Коткова Т.Н. Таким образом, на настоящее время они являются собственниками указанных объектов недвижимости. 

Возлагая на администрацию г.Ульяновска обязанность по ликвидации разлива мазута на земельном участке площадью 2705 кв.м, расположенном по адресу: *** в границах земельного участка с кадастровым номером ***, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств того, что разлив мазута произошел в результате нарушения герметичности емкостей, расположенных в пределах границ земельного участка с кадастровым номером ***, в том числе из-за ненадлежащего содержания наследственного имущества.

При этом суд сослался на положения ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми  организация сбора  вывоза твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения,  к полномочиям органов местного самоуправления.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неверном применении норм действующего законодательства, а также не соответствует фактическим обстоятельствам по делу.

Ссылка на вышеприведенные нормативно-правовые акты является несостоятельной, поскольку мазут в силу ст. 1 Федерального закона о 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не относится к твердым коммунальным отходам. 

Кроме того, в данном случае на территории земельного участка с кадастровым номером *** располагаются принадлежащие конкретным физическим лицам объекты, предназначенные для хранения мазута. В связи с этим загрязнение земельного участка мазутом вызвано именно деятельностью по использованию указанных объектов недвижимости, а также ненадлежащим содержанием указанных объектов недвижимости их собственниками.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе :

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с частями 1 и 3 ст. 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Таким образом, из смысла действующего законодательства следует, что обязанность по устранению загрязнения земельного участка лежит на лице, допустившим загрязнения земельного участка.

Администрация г.Ульяновска данным лицом не является.

Учитывая вышеизложенное, оснований для возложения на администрацию г.Ульяновска обязанности по устранению разлива мазута на земельном участке с кадастровым номером *** не имеется.

Поскольку при рассмотрении дела судом было неверное применение норм действующего законодательства, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

Руководствуясь статьями 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 26 ноября 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области к администрации г.Ульяновска о возложении обязанности ликвидировать разлив мазута на земельном участке площадью 2705 кв.м по адресу*** в границах земельного участка с кадастровым номером *** отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: