Судебный акт
Снятие с учета нуждающихся
Документ от 05.03.2019, опубликован на сайте 14.03.2019 под номером 79461, 2-я гражданская, о признании незаконным решения комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фролов В.В.                                                            Дело № 33-921/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         5 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мещерякова Алексея Владимировича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 27 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Мещерякова Алексея Владимировича к администрации города Ульяновска, Комиссии по учету и распределению жилой площадью администрации города Ульяновска, Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска о признании решения незаконным и возложении обязанности по включению в список отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Мещерякова А.В., его представителей Земсковой Л.А., Мещеряковой О.И., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Мещеряков А.В. обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска, Комиссии по учету и распределению жилой площадью администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска о признании решения незаконным и возложении обязанности по включению в список нуждающихся в жилом помещении. В обоснование иска указал, что решением районной жилищной комиссии жилищного комитета администрации Железнодорожного района г. Ульяновска № *** от 1 июня 1999 года он был включен в список нуждающихся под номером *** в составе семьи один человек. В связи с участием в боях по разоружению бандформирований на территории Республики Чечня 6 октября 2004 года он обратился в администрацию Железнодорожного района г. Ульяновска с заявлением о включении его в льготную очередь нуждающихся в жилье в соответствии с п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах». Решением комиссии от 12 октября 2004 года он включен в льготную очередь с составом семьи 1 человек под номером ***. 10 июля 2018 года он извещен о том, что решением комиссии по учету и распределении жилой площади администрации г. Ульяновска от 6 июля 2018 года он исключен из очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с наличием в собственности его  матери жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул.А*** Н***, д.***, к***, кв***, общей площадью 27,3 кв.м. Однако он не является членом семьи собственника указанного жилого помещения. Просил признать незаконным решение комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 6 июля 2018 года о снятии его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; возложить на администрацию г.Ульяновска обязанность восстановить его на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, в льготной очереди.

Суд произвел замену соответчика – Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска на Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Мещеряков А.В. не соглашается с решением суда, считает подлежащим отмене как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, а также в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы статей 49, 51-52, 55, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, статьи 3, 16 Федерального закона «О ветеранах». Просит учесть, что в список нуждающихся в жилых помещениях он был включен в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». На льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», он имеет право в связи с участием в боях по разоружению незаконных бандформирований на территории Республики Чечня. Решение комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска о снятии его с учета нуждающихся по общим основаниям, установленным ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, является незаконным, противоречит положениям Федерального закона «О ветеранах». По мнению автора жалобы, ветераны боевых действий отнесены к специальной категории граждан, учитываемых при улучшении жилищных условий, и они не могут быть поставлены в зависимость от общих установленных законом правил учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Причина, по которой он снят с учета нуждающихся, а именно: наличие у его матери в собственности иного жилого помещения, не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку мать не является членом его семьи. Обращает внимание, что совместно с матерью он не проживает, проживает с супругой и сыном в жилом доме, который принадлежит отцу супруги, что подтвердили допрошенные в суде свидетели. Сама по себе его регистрация в квартире матери также не подтверждает тот факт, что они являются членами одной семьи. Просит учесть, что на учет нуждающихся он был поставлен в составе семьи один человек, в связи с чем наличие жилого помещения у его матери не может быть принято во внимание. По мнению автора жалобы, решение суда противоречит положениям Конституции Российской Федерации, а также Всеобщей декларации прав человека, которые гарантируют право каждого на жилище. Настаивает на том, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» он имеет право находиться на учете нуждающихся в жилом помещении до получения жилого помещения, так как был поставлен на такой учет до 1 марта 2005 года.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мещеряков А.В. с 26 января 1993 года зарегистрирован в к*** *** д*** *** по ул. *** И*** в г.У***. Данное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру общей площадью 55,68 кв.м.

По этому же адресу зарегистрированы М*** О.И. (мать истца, наниматель жилого помещения), М*** В.А. (отец истца), М*** К.А. (сын истца), Д*** Е.В. (сестра истца).

Решением общественной жилищной комиссии Железнодорожного района г.Ульяновска от 1 июня 1999 года (прокол ***) Мещеряков А.В. на основании его личного заявления в составе семьи один человек включен в список очередности на получение жилой площади (номер очереди ***).

Мещеряков А.В. имеет статус и удостоверение ветерана боевых действий в связи с тем, что принимал участие в боях по разоружению незаконных бандформирований на территории Республики Чечня в составе воинской части пп-***.

6 октября 2004 года Мещеряков А.В. обратился к главе администрации Железнодорожного района г. Ульяновска с заявлением о принятии его на учет нуждающихся, включении в льготную очередь на основании льгот, установленных п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».

Решением общественной жилищной комиссии Железнодорожного района г.Ульяновска от 12 октября 2004 года (протокол ***) Мещеряков А.В. с составом семьи один человек включен в список очередности на получение жилой площади в льготную очередь (номер льготной очереди – ***; номер общей очереди – ***).

Мещеряков А.В. состоит в сводном Реестре граждан Ульяновской области, имеющих право на получение социальной выплаты.

Письмом Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 10 мая 2018 года Мещеряков А.В. был уведомлен о том, что при условии финансирования из  федерального бюджета Министерством будет рассмотрен в порядке очередности вопрос о предоставлении истцу социальной выплаты как ветерану боевых действий.

Этим же письмом Министерства Мещерякову А.В. предложено для установления факта нуждаемости в улучшении жилищных условий в настоящее время обратиться в администрацию города Ульяновска.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 6 июля 2018 года (протокол № ***) Мещеряков А.В. исключен из очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьями 51, 54, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно в связи с обеспеченностью учетной нормой жилья на каждого члена семьи.

При этом расчет обеспеченности истца учетной нормой жилой площади производился ответчиком исходя из количества пяти членов семьи (сам истец, его мать, отец, сын и сестра), общей площади жилого помещения по адресу: г.У***, ул. *** И***, д*** ***, к*** *** (55,68 кв.м), где зарегистрированы все названные выше пять человек, а также общей площади к*** *** д*** ***, к*** *** по ул. А*** Н*** в г. У*** (27,3 кв.м), принадлежащей матери истца на праве собственности.

Полагая решение ответчика незаконным, Мещеряков А.В. обратился в суд с настоящим иском.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований Мещерякова А.В.

Оснований не соглашаться с выводом суда судебная коллегия не усматривает.

Частью 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5 ст. 50).

В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 126 от 13 июля 2005 года учетная норма площади жилого помещения, согласно которой семья признается нуждающейся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м общей площади на каждого члена семьи.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Так, в соответствии с ч. 1 указанной нормы гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частью 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Частью 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений данной части.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до  1 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что поскольку в настоящее время обеспеченность истца жильем составляет более учетной нормы, предусмотренные ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР основания находиться на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий у Мещерякова А.В. отпали.

Статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя (часть 1).

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2).

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (часть 3).

Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. 2 ст. 31).

Из материалов учетного дела Мещерякова А.В. следует, что первоначально нанимателем к*** *** д*** *** по ул. *** И*** в г. У*** являлась М*** А.Ф. (бабушка истца).

В связи со смертью нанимателя Мещеряковой А.Ф. решением комиссии по жилищным вопросам администрации Ленинского района г. Ульяновска от 17 сентября 2009 года (протокол № ***), утвержденным распоряжением Главы администрации района от 21 сентября 2009 года № ***, в договор социального найма жилого помещения по указанному адресу были внесены изменения, нанимателем жилья стала мать истца – М*** О.И., в качестве членов ее семьи в договоре социального найма указаны супруг, дочь и сын – истец Мещеряков А.В.

Поскольку Мещеряков А.В. не утратил права пользования квартирой по названному выше адресу, равно как и статус члена семьи нанимателя жилого помещения, суд первой инстанции, разрешая вопрос о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, правомерно исходил из суммарной площади всех жилых помещений, которые находятся в собственности, а также в пользовании по договору социального найма у матери истца.

Не усматривая оснований для отмены судебного решения, судебная коллегия учитывает, что расчет нормы обеспеченности истца учетной нормой жилья был произведен ответчиком исходя из представленных истцом документов и его заявления, где он указал адрес своего проживания: г. У***, ул.*** И***, д*** ***, кв. *** и просил включить в очередь нуждающихся совместно с ним сына К***, *** г*** р***.

Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что с 23 июня 2006 года истец состоит в браке с М*** (Ч***) Н.В., которая зарегистрирована по адресу: г. У***, ул. Ш***, д. ***.

Из пояснений истца в суде первой и апелляционной инстанции, содержания апелляционной жалобы, а также показаний свидетелей, допрошенных в суде первой инстанции, следует, что семья М*** А.В. фактически проживает в жилом помещении, принадлежащем отцу его супруги, по адресу: г. У***, ул. Ш***, д. ***, кв. ***.

Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости усматривается, что жилое помещение по ул. Ш***, д. ***, кв. ***, имеет общую площадь 73,5 кв.м.

На данной жилой площади проживают четыре человека: истец, его сын, супруга и отец последней, что истец подтвердил в суде апелляционной инстанции.

Таким  образом, фактические обстоятельства дела, о которых указывает истец, а именно факт проживания семьи истца в доме общей площадью 73,5 кв.м, принадлежащем отцу его супруги, также свидетельствуют об обеспеченности истца учетной нормой жилья.

Не опровергает вывод суда об обеспеченности истца учетной нормой жилья и тот факт, что Мещеряков А.В. первоначально был поставлен на учет нуждающихся в составе семьи один человек.

Из материалов дела усматривается, что на момент постановки истца на учет нуждающихся (1 июня 1999 года) в квартире *** д*** *** по ул. *** И*** в г. У*** также проживало пять человек (бабушка истца (наниматель), его мать и отец, сам истец и его сестра), в связи с чем семья истца являлась нуждающейся (исходя из жилой площади квартиры 33,45 кв.м и отсутствия у кого-либо из членов семьи иного жилого помещения). Постановка истца на учет нуждающихся в составе семьи один человек свидетельствует лишь о том, что в случае предоставления истцу жилья по договору социального найма, жилое помещение было бы предоставлено из расчета нормы жилья только на одного человека.

То обстоятельство, что истец является ветераном боевых действий и поставлен на учет нуждающихся до 1 марта 2005 года в данном статусе, не является безусловным основанием для обеспечения истца жилым помещением.

Статья 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пп. 3 п. 1 ст.16).

Из приведенных положений закона следует, что право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета имеют ветераны боевых действий не только вставшие на учет до 1 января 2005 года, но и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, к числу которых Мещеряков А.В. не относится.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой.

Нарушений норм материального и процессуального права, а равно прав истца, гарантированных в том числе Конституцией Российской Федерации и нормами международного законодательства, судом не допущено.

Решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мещерякова Алексея Владимировича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи