Судебный акт
Решение
Документ от 11.02.2019, опубликован на сайте 06.03.2019 под номером 79373, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

     Дело № 3а-10/2019 (3а-250/2018)

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

11 февраля 2019 года                                                                    г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Н.Е.В.А.-Сервис», Кузнецовой Любови Николаевны к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

 

ООО «Н.Е.В.А-Сервис» обратилось в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого здания АБК с пристроем и переходной галереей, общей площадью 4822,8 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что общество является собственником указанного объекта недвижимости.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 12 сентября 2013 года определена в размере 104 654 036 руб. 58 коп.

Согласно отчету оценщика об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 26 октября 2018 года рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 12 сентября 2013 года составляет 42 220 346 руб.

ООО «Н.Е.В.А-Сервис» обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области, которая решением от 12 ноября 2018 года отклонила заявление.

 

Значительное превышение кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости нарушает права административного истца, как собственника, поскольку влечет увеличение налоговых платежей.

С учетом уточнения требований административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ***  равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 сентября 2013 года в размере 42 906 117 руб.

Судом к участию в деле привлечены в качестве ответчика Правительство Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Кузнецова Л.Н., Буханов А.И., Калита А.Е.

Определением от 31 января 2019 года было принято  к производству суда заявление Кузнецовой Л.Н. о вступлении её в настоящее административное дело  соистцом, в котором она просила установить кадастровую стоимость нежилого здания АБК с пристроем и переходной галереей, с кадастровым номером  ***, расположенного по адресу: ***, в размере  его рыночной стоимости 42 906 117 руб.,  мотивируя требование тем, что она является собственником 1049/10000 долей в праве общей долевой собственности на указанное здание и значительное превышение установленной кадастровой стоимости здания в размере 104 654 036 руб. 58 коп. его рыночной стоимости нарушает её права, как сособственника объекта недвижимого имущества, поскольку влечет увеличение её налоговых обязательств.

В судебном заседании представитель ООО «Н.Е.В.А-Сервис» Гизазов Р.Р. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске. Просил определить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, указанной в заключении судебной экспертизы.

Административный соистец Кузнецова Л.Н. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена, в заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, заявленное требование поддержала.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указывает на то, что орган регистрации прав не принимал участия в проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и утверждении её результатов, прав административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что не возражает против пересмотра кадастровой стоимости, пересмотр кадастровой стоимости в судебном порядке является правом административного истца, которое Правительством Ульяновской области не оспаривается.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что разрешение заявленных требований по существу оставляет на усмотрение суда, не оспаривая права административных соистцов на пересмотр   кадастровой стоимости объекта недвижимости, указав, что орган регистрации является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель  Министерства финансов Ульяновской области, Буханов А.И., Калита А.Е.  в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, письменных возражений по иску не представили.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца ООО «Н.Е.В.А-Сервис» Гизазова Р.Р., суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что объект недвижимости - нежилое здание АБК с пристроем и переходной галереей, с кадастровым номером  ***, расположенное по адресу: ***, принадлежит на праве общей долевой собственности  административным соистцам ООО «Н.Е.В.А-Сервис» (7791/10000 доля), Кузнецовой Л.Н. (1049/10000 долей), а также заинтересованным лицам Буханову А.И. (1050/10000 долей) и Калите А.Е. (110/10000 долей).

Статьей 245 КАС РФ определено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г.     № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Как следует из содержания искового заявления ООО «Н.Е.В.А-Сервис» пересмотр кадастровой стоимости здания необходим в целях снижения налога на указанное недвижимое имущество, исчисляемого из его кадастровой  стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций  устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как указано в пункте 1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками налога  признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Согласно статье 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 375 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В силу статьи 1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 г. № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» настоящий Закон устанавливает и вводит в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определяет особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговую ставку налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусматривает налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно статье 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2018 г. № 99-ЗО налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров;

2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных нежилых помещений составляет 150 и более квадратных метров;

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

27 ноября 2017 г. Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области принят приказ № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

Приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2018 г. № 167-ПОД утвержден аналогичный перечень на 2019 год.

Указанными приказами определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.

Объект недвижимого имущества и с кадастровым номером *** в приведенных перечнях отсутствует. Административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих отнесение принадлежащего ему объекта к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

При таких обстоятельствах кадастровая стоимость объекта не затрагивает права ООО «Н.Е.В.А-Сервис» как налогоплательщика, поскольку в настоящее время кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не используется в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организации, доказательств обратного суду не представлено.

Доказательств того, что установленной кадастровой стоимостью нежилого здания с кадастровым номером *** нарушаются иные права административного истца ООО «Н.Е.В.А-Сервис», суду не представлено.

Следовательно, как на момент обращения общества в суд, так и при рассмотрении дела в суде, у ООО «Н.Е.В.А-Сервис» отсутствовало нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите.

При таких обстоятельствах требование ООО «Н.Е.В.А-Сервис» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости не подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как было установлено выше, Кузнецовой Л.Н. принадлежит 1049/10000 долей в праве общей долевой собственности  на объект недвижимости – нежилое здание АБК с пристроем и переходной галереей, с кадастровым номером  ***, расположенное по адресу: ***.

Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 12 сентября 2013 года определена в размере 104 654 036 руб. 58 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Установленная кадастровая стоимость здания с кадастровым номером ***, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца Кузнецовой  Л.Н.. Очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в Ульяновской области не проводилась.

Учитывая разницу рыночной стоимости здания согласно представленному ООО «Н.Е.В.А.-Сервис» отчету и его кадастровой стоимости, по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 089/030-2018 названной экспертной организации рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на     12 сентября 2013 года составляла 42 906 117 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца Кузнецовой Л.Н. об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Кузнецовой Любови Николаевны о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания АБК с пристроем и переходной галереей, общей площадью 4822, 8 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 сентября 2013 года в размере 42 906 117 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 31 января 2019 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***.

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Н.Е.В.А.-Сервис» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                   О.Е.Кинчарова