Судебный акт
О перерасчете страховйо пенсии по старости
Документ от 26.02.2019, опубликован на сайте 12.03.2019 под номером 79362, 2-я гражданская, о перерасчете размера страховой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Иванова С.Ю.                                                           Дело № 33-951/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   26 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Федоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по                     апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 12 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

иск Скакун Марины Михайловны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области произвести Скакун Марине Михайловне перерасчет страховой пенсии по старости с 01.09.2018 исходя из заработной платы, указанной в справке № *** от ***12.2016 г., выданной АО «В***» за период с 1985 года по 1993 год.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Скакун М.М. – Янченкова А.В.,  возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Скакун М.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области  о перерасчёте размера страховой пенсии по старости.

В обосновании иска указала, что в феврале 2018 года, за 6 месяцев предоставила ответчику все необходимые документы, в том числе для начисления  страховой части пенсии: справку о заработной плате от 23.06.2017  МАДОУ Детский сад № *** за период с 07.08.1988  по 24.10.1989, справку № *** за период работы в В***, *** за период с 29.07.1985  по 15.01.1988, и с 25.10.1989 по 14.12.1993. В процессе сбора необходимой информации, выяснилось, что в архивном отделе АО «В***» находился архив ГУП В***.

Поскольку АО «В***» не является правопреемником и не является архивной организацией, ответчик вынес решение от 24.07.2018 № *** о непринятии к зачёту архивной справки № ***.

Пенсия была истице назначена минимальная без учёта заработной платы за период с июля 1985 года по декабрь 1993 года, из которых 60 месяцев подряд это период с августа 1988 года по июль 1993 года включительно, т.е. до 01.01.2002, что нарушает её право на получение справедливого пенсионного обеспечения по возрасту в полном объеме.

АО «В***» подготовило и направило в пенсионный орган информационное письмо от 14.08.2018, справку № *** о заработной плате, заверенные копии первичных бухгалтерских документов и приказов начальника по личному составу на 85 листах как основания выдачи справки № 542.  Однако решением от 03.09.2018 ответчик отказал Скакун М.М. в перерасчёте размера страховой пенсии по старости, поскольку справки не могут быть признаны достоверными.

С учётом уточненных требований, Скакун М.М. просила обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области произвести перерасчёт страховой пенсии по старости с 01.09.2018  исходя из заработной платы, указанной в справке № *** от 29.12.2016, выданной АО «В***» за период с 1985 года по 1993 год.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Засвияжском районе города Ульяновска области (межрайонное) не соглашается с решением суда, просит его отменить, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права при вынесении решения.

Указывают, что порядок исчисления расчётного размера страховой пенсии определён п. 2 ст. 30 ФЗ от 17 декабря 2001 №173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым расчётный размер страховой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путём их конвертации в расчётный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 года по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд  до 01.01.2002 на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Отмечают,  что согласно Указанию Минсоцзащиты РФ от 20.08.1992 №1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы.

Ссылаются на Письмо Росархива от 08.10.2004 №3/1811-К, ПФ РФ от 05.10.2004 № ГБ-25-25/10734, согласно, которому территориальные органы Пенсионного фонда РФ принимают к рассмотрению выданные организациями архивные справки и копии документов, при наличии в учредительных документах данных организаций положений об их ответственности за обеспечение сохранности документов по личному составу ликвидированных организаций, не имеющих правопреемников, и о выдаче гражданам для целей пенсионного обеспечения архивных справок и копий документов.

Также, ссылаясь на п. 26 Постановления Минтруда РФ №16, Пенсионного фонда РФ № 19-па от 27 февраля 2002, указывают, что в случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагавшими необходимыми сведениями.   Дополняют, что из представленной истицей справки усматривается, что АО «В***» не является правопреемником В***, 1004 отдела торговли и хранителем архивных документов. Более того, указывает, что в учредительных документах также отсутствует положение об ответственности АО «В***» об обеспечении сохранности документов по личному составу ликвидированного В***, *** отдела торговли.

В возражениях на апелляционную жалобу Скакун М.М. просит оставить решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 12 ноября 2018 года без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствии истицы Скакун М.М., представителя ответчика ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Из материалов дела следует, что Скакун М.М., *** года рождения,  с 28.07.2018  в соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»  назначена страховая пенсия по старости.

Порядок исчисления расчётного размера страховой пенсии определён п. 2 ст. 30 ФЗ от 17 декабря 2001 №173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым расчётный размер страховой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путём их конвертации в расчётный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 года по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд  до 01.01.2002 на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Изначально расчет страховой пенсии истицы был произведен пенсионным органом исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 года.

29.08.2018  Скакун М.М. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Засвияжском районе города Ульяновска с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с предоставлением документов о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 01.01.2002.

Решением № *** от 03.09.2018 Скакун М.М. в перерасчете страховой пенсии по старости отказано в связи с тем, что представленная справка, выданная АО «В***» за период работы в В*** Управления торговли ордена Ленина З*** округа за период 1983-1993 годы не может быть принята во внимание, так как АО «В***» не является правопреемником вышеуказанной организации и хранителем архивных документов.

Скакун М.М., не согласившись с данным решением обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Суд, дав верную правовую оценку представленным доказательствам и правильно применив закон, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истицы. При этом, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В соответствии  п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 февраля 2002 года № 16/19пп, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года за период до регистрации в системе государственного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателями или государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 ноября 2001 года № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 (далее Информационное письмо) в случае утраты в государственных и муниципальных органах первичных документов о заработке работников для определения среднемесячного заработка в целях установления пенсий могут быть приняты документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения.

Скакун М.М. с 29.07.1985  по 14.01.1988  работала в магазине № ***, с 07.08.1988 по 24.10.1989  воспитателем ясли-сад № ***, с 25.10.1989 по 13.12.1993  – 1004 отдел торговли У***.

По сообщению АО «В***» от 15.10.2018 на запрос суда, АО «В***» не является правопреемником ГУП В*** и ГУП отделов торговли, данные юридические лица ликвидированы на основании распоряжения Правительства РФ «О ликвидации государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве хозяйственного ведения» № 900-р от 06.07.2001 г. Ввиду не исполнения конкурсным управляющим своих обязанностей, сведения, содержащиеся в архивах  ГУП В*** и ГУП о***, оказались брошенными и были выявлены в результате проводимых инвентаризаций зданий и помещений АО «В***».

С учетом вышеизложенного, а также того, что данные о заработной плате истицы за период с 1985 года по 1993 год, указанные в справке № *** от 29.12.2016, выданной АО «В***», полностью подтверждены представленными заверенными копиями первичных документов: приказы начальника по личному составу за период с 02.01.1989 г. по 27.12.1989 г., с 02.01.1991 г. по 31.12.1991г., с 04.01.1993 г. по 28.12.1993 г. структурного подразделения Отделения торговли № ***, журнала начислений заработной платы за 1989г., 1991г., 1992г., 1993 г. структурного подразделения Отделения торговли № *** Управления торговли З*** военного округа, книги расчётов по заработной платы за 1985г., 1986 г. структурного подразделения Отделения торговли № *** Управления торговли З*** военного округа, суд обоснованно признал достоверными сведения, отраженные в справке № *** от 29.12.2016, обязав ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости  истицы с  01.09.2018, т.е. со следующего месяца после предоставления справки.

При этом, суд верно  указал, что  не исполнение конкурсным управляющим ликвидированных юридических лиц своих обязанностей по передаче бухгалтерских документов в государственный архив, не должно приводить к нарушению прав истицы на полное пенсионное обеспечение. 

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым решением и основаны на неправильной оценке представленных доказательств.

Ссылка в апелляционной жалобе на руководящие разъяснения  Минтруда РФ, Росархива, Пенсионного фонда РФ о порядке оформления справок о заработной плате и условиях их принятия к расчету пенсии, в данном случае несостоятельна, поскольку, как указывалось выше истицей суду представлены первичные документы о ее заработной плате, которые явились основанием к выдаче оспариваемой справки. Ответчиком достоверность представленных документов не оспорена.

Оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает. Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.  

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 12 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                           

 

Судьи: