Судебный акт
О признани инезаконным бездействия, обазании разработать проект освоения лесов
Документ от 26.02.2019, опубликован на сайте 12.03.2019 под номером 79322, 2-я гражданская, о возложении обязанности разработать проект освоения лесов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                               Дело № 33-827/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                     26 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Бесараб Виктории Федоровны – Репкова Сергея Владимировича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 декабря 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выразившееся в непринятии достаточных мер, направленных на понуждение Бесараб Виктории Федоровны как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка №*** от 06.11.2009 к разработке на него проекта освоения лесов и последующего использования.

Обязать Бесараб Викторию Федоровну в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды земельного участка №*** от 06.11.2009.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя     Бесараб В.Ф. – Репкова С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выразившееся в непринятии достаточных мер, направленных на понуждение Бесараб В.Ф., как арендатора лесного участка по договору аренды №311 от 06.11.2009, к разработке проекта освоения лесов и последующего использования; обязать Бесараб В.Ф. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов.

 

В обоснование требований указал, что между Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области и Бесараб В.Ф. заключен договор аренды №*** от 06.11.2009 лесного участка по адресу: *** в целях осуществления рекреационной деятельности.

По поручению прокуратуры Ульяновского района Ульяновской области ГКУ Ульяновской области «Ульяновское лесничество» провело проверку указанного земельного участка, в ходе которой установлено, что участок фактически не используется. Ответчиком Бесараб В.Ф. до настоящего времени не разработан проект освоения лесов, что может повлечь использование леса ненадлежащим образом.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время Агентство государственного имущества Ульяновской области), ГКУ Ульяновской области «Ульяновское лесничество».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Бесараб В.Ф. – Репков С.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указывает, что исполнение данного решения зависит от действий органов государственной власти, поскольку на 2019 год отсутствуют лесохозяйственные регламенты, которым должен соответствовать проект освоения лесов. Считает необоснованной ссылку суда на Лесной кодекс Российской Федерации, так как он не содержит указание на обязательность разработки проекта в случае неиспользования земельного участка, а предусматривает обязанность арендатора производить освоение лесов при наличии проекта. Считает прокурора ненадлежащим истцом, так как указанные в иске нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц не нашли своего подтверждения.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ульяновского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчик и представители третьих лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1, ч.5 ст.12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В соответствии с п.5 ст.41 Лесного кодекса Российской Федерации правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 №62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, согласно которым лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны составить проект освоения лесов в соответствии с ч.1 ст.88 Лесного кодекса Российской Федерации; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 9 Правил).

Согласно ст.88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.89 ЛК РФ).

В соответствии с п.3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч.1 ст.21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Согласно п.28, п.29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки проект разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст.12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком (ч.2 ст.24 ЛК РФ).

По делу установлено, что Бесараб В.Ф. является арендатором лесного участка по адресу: *** в целях осуществления рекреационной деятельности. Срок действия договора до 2051 года.

Право аренды возникло у Бесараб В.Ф. на основании договора аренды лесного участка №*** от 06.11.2009, заключенного Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области с           К***., и договора передачи прав и обязанностей по договору аренды от 28.08.2016, заключенного между К*** и Бесараб В.Ф.

В соответствии с п.1 ст.425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

На основании договора аренды лесного участка арендодатель передал, а арендатор принял для осуществления рекреационной деятельности, указанный лесной участок, что подтверждается актом приема - передачи лесного участка. Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ульяновской области.

Пунктом 11 договора аренды предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд правомерно исходил из того, что ответчик с 2016 года осуществляет функции арендатора земельного участка, однако в нарушение требований статей 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, условий договора аренды, им не разработан проект освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проекта освоения лесов и данный проект с положительным экспертным заключением не представлен арендодателю.

Довод апелляционной жалобы о том, что требование о разработке проекта лесов и проведению государственной экспертизы в течение одного месяца не основано на законе, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку в силу ст.206 Граждансокго процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан был установить срок, в течении которого ответчик должен исполнить решение суда.

Суд апелляционной инстанции соглашается с установленным судом первой инстанции сроком для разработки проекта освоения лесов, поскольку он является разумным и оптимальным, так как у ответчика с 2016 года было достаточно времени для осуществления указанных в договоре аренды мероприятий по разработке проекта освоения лесов.

То обстоятельство, что в договоре аренды не указан срок, в течение которого арендатор должен разработать проект освоения лесов, не свидетельствует о том, что данная обязанность должна быть исполнена спустя неопределенное время после передачи лесного участка в аренду. С даты заключения договора аренды прошло более 9-и лет, и указанный период являлся явно достаточным для исполнения требований федерального законодательства и условий договора аренды.

Ссылки в жалобе на то, что арендованный земельный участок не используется арендатором, а также на то, что на 2019 год в лесничестве отсутствуют лесохозяйственные регламенты, которым должен соответствовать проект освоения лесов, не освобождает Бесараб В.Ф. от исполнения установленной законом обязанности по разработке проекта.

Довод жалобы о том, что прокурором не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, противоречит материалам дела.

Бездействие ответчиков нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме того, в связи с нахождением земельного участка в федеральной собственности прокурор вправе обратиться в суд с иском в интересах Российской Федерации.

Принятое по делу решение постановлено при надлежащей оценке представленных в дело доказательств, верном применении норм материального и процессуального права.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, направленным на иную оценку установленных судом обстоятельств, не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Бесараб Виктории Федоровны – Репкова Сергея Владимировича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи