Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 19.02.2019, опубликован на сайте 01.03.2019 под номером 79255, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, об обязании обеспечить лекартсвенными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мягков А.С.                                                                          Дело № 33-757/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                           19 февраля  2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 16 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковое заявление прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Еграшкиной Юлии Васильевны, *** года рождения, лекарственным препаратом: «***» - незаконным.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Еграшкину Юлию Васильевну лекарственным препаратом: «***» 250 мг №30 в соответствии с медицинскими показаниями и рецептами от 01.08.2018 серия ***, от 19.09.2018 серия ***.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Еграшкиной Ю.В. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Новомайнская городская больница» о признании бездействия незаконным, об обязании обеспечить медицинскими препаратами.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Мелекесского района проведена проверка по обращению Еграшкиной Ю.В. по вопросу необеспечения льготными лекарственными препаратами, в ходе, которой установлены основания для прокурорского вмешательства. Еграшкина Ю.В., *** года рождения является инвалидом *** группы по общему заболеванию, включена в федеральный список льготников на получение лекарственных препаратов с диагнозом «***». 10.01.2018 на консилиуме врачей в ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» г. Ульяновска ей был назначен прием лекарственного препарата: *** 250 мг. №30 (1 упаковка – 30 таблеток) на один месяц. Указанный лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 №2323-р. 01.08.2018  лечащим врачом ГУЗ «Новомайнская городская больница» для Еграшкиной Ю.В. выписан рецепт серия *** на получение препарата *** 250 мг. №30. 19.09.2018  лечащим врачом ГУЗ «Новомайнская городская больница» для Еграшкиной Ю.В. выписан рецепт серия *** на получение препарата *** 250 мг. №30. При обращении в аптечный пункт №*** аптеки №*** ООО «З***», расположенный по адресу: ул. К***, д. ***, р.п. Н***, М*** района, У*** области (территория больницы), в выдаче указанных медицинских препаратов по рецептам врача Еграшкиной Ю.В. было отказано по причине их отсутствия.

В ходе рассмотрения дела прокурор поддержал требования к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области и  просил признать бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Еграшкиной Ю.В. лекарственным препаратом: *** незаконным и обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Еграшкину Ю.В. лекарственным препаратом: *** в соответствии с медицинскими показаниями и рецептами от 01.08.2018 серия ***, от 19.09.2018 серия ***.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что необеспечение Еграшкиной Ю.В. спорным лекарственным препаратом  по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.  Соответственно Министерство не бездействовало в обеспечении истицы лекарственным препаратом «***». Согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы Еграшкина Ю.В. по выписанному льготному рецепту от 01.08.2018 была обеспечена.  Обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Кроме того, медицинские показания истицы могут измениться, и она, возможно  будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Ссылается на постановление Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275 –П «О Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области» в соответствии с которым вопросы по назначению, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства.

В возражениях на апелляционную жалобу Еграшкина Ю.В., прокурор Мелекесского района Ульяновской области, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года          № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдаю­щим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены, в том числе злокачественные новообразования.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболе­ваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия меди­цинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О госу­дарственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обес­печения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств лицам, страдающим *** заболеваниями.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения  по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Еграшкина Ю.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет федерального бюджета, в том числе лекарственным препаратом: ***.

Лечащим врачом 1 августа и 19 сентября 2018 года истице были выписаны рецепты на получение лекарственного препарата ***.

По сообщению ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» истица состоит на учете с 24 августа 2017 года с диагнозом «***». 10 января 2018 года на врачебном консилиуме определены показания для лечения препаратом ***. На врачебной комиссии 15 января 2018 года было принято решение о назначении указанного препарата 250 мг в сутки, ежедневно, длительно, до прогрессирования. Ежемесячно нуждается в 1 упаковке препарата. С 17 января 2018 года она внесена в список дополнительного льготного обеспечения препаратом *** (л.д.58).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2017 № 680-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов  лечебного питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с  перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой.

В соответствии с п.2  Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (п.2.3).

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

На органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, Еграшкина Ю.В. лекарственным препаратом «***» 250 мг №30  по рецептам от 01.08.2018 серия *** и от 19.09.2018 серия *** обеспечена не была.  

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на   Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Еграшкиной Ю.В.  данным  лекарственным препаратом в количестве, необходимом по медицинским показаниям, и определенном в рецептах, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение  Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истицы бесплатным необходимым лекарством свидетельствует о существенном нарушении прав Еграшкиной Ю.В. на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Так, фактическое обеспечение истицы  необходимыми ей лекарственными препаратами в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов лекарственными препаратами (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Исходя из вышеизложенного, суд  правильно принял решение, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  обязанность по обеспечению  Еграшкиной Ю.В. лекарственным препаратом. 

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан  лекарственным препаратом «***»  произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

 

Поскольку  необходимость обеспечения Еграшкиной Ю.В. указанным лекарственным препаратом  носит постоянный характер,  соответственно обеспечение  им по ранее выписанным рецептам  не приведет  к тому, что истица будет  обеспечена свыше необходимого.

 

Доводы жалобы ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Еграшиной Ю.В. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственным препаратом по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Еграшкиной Ю.В. лекарственным препаратом по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Мелекесского района  Ульяновской области, не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 16 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: