Судебный акт
Об освобождении от исполнительского сбора
Документ от 19.02.2019, опубликован на сайте 27.02.2019 под номером 79170, 2-я гражданская, об освобождении от исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сычёва О.А.                                                                         Дело № 33а-555/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              19 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда
г. Ульяновска от 21 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении административного иска администрации города Ульяновска к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Трошиной Наталье Анатольевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от уплаты  исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 95/18/73017–ИП отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

администрация города Ульяновска обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Н.А., УФССП России по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав, что 19.01.2018 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Н.А. в рамках исполнительного производства *** от 10.01.2018 было вынесено постановление о взыскании с администрации города Ульяновска исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Предметом исполнения по исполнительному производству являлось возложение на администрацию города Ульяновска обязанности привести в соответствие с эксплуатационными требованиями участок муниципальной автомобильной дороги по *** в срок до 01.09.2016. Исполнительное производство окончено 10.10.2018 в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Поскольку в действиях администрации отсутствует виновное неисполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, имеются основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска, МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области.  

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении административного иска. Ссылается на ненадлежащее извещение о месте и времени рассмотрения дела. Также указывает на отсутствие реальной возможности исполнения решения суда в установленный срок, поскольку исполнение решения суда поставлено в зависимость от предоставления из бюджета Ульяновской области денежных средств на эти цели. В связи с отсутствием виновного неисполнения решения суда, оснований для взыскания исполнительского сбора не имеется.

В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие согласно ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.

Порядок взыскания исполнительского сбора, а также уменьшения и освобождения от уплаты исполнительского сбора установлен статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации составляет пятьдесят тысяч рублей (часть 3).

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09.08.2016 на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» возложена обязанность привести в соответствие с эксплуатационными требованиями участок муниципальной автодороги по *** в срок до 01.09.2016.

На основании указанного решения суда 10.01.2018 в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство *** в отношении администрации города Ульяновска, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок, отсутствием доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 19.01.2018 с администрации города Ульяновска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

Исполнительное производство было окончено фактическим исполнением только 10.10.2018.

За указанный период времени администрации города Ульяновска судебным приставом-исполнителем неоднократно устанавливался новый срок для исполнения требований исполнительного документа (19.01.2018, 21.03.2018, 07.06.2018, 10.09.2018). 26.09.2018 администрация  города Ульяновска была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

В соответствии с положениями ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, то есть, если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Согласно разъяснениям, данным в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы права, а также то обстоятельство, что истцом не представлено доказательств принятия им каких-либо мер для надлежащего исполнения содержащих в исполнительном документе требований в период со дня возбуждения исполнительного производства и до вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора (в том числе, обращение в суд за отсрочкой исполнения решения суда), у суда не имелось оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора. Сам по себе факт отсутствия финансирования не является безусловным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

Довод администрации города Ульяновска в апелляционной жалобе о неизвещении о времени и месте судебного заседания опровергается материалами дела, а именно: уведомлением о вручении судебного извещения, которое получено представителем администрации города Ульяновска 12.11.2018.

Принятое по делу решение является правильным, основано на надлежащей оценке представленных доказательств, верном применении норм материального и процессуального права.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 21 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи