Судебный акт
Пересмотр кадастровой стоимости земельных участков
Документ от 25.02.2019, опубликован на сайте 28.02.2019 под номером 79166, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-41/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

25 февраля 2019 года                                                                                  город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агро-Люкс» к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

ООО «Агро-Люкс» обратилось в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельных участков:

- площадью 5 442 900 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- площадью 2 051 100 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- площадью 2 688 970 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- площадью 16 962 378 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,  на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что указанными объектами недвижимости истец владеет на праве аренды, является плательщиком арендной платы, исчисляемой исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января    2011 г. утверждена в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером *** – 6 030 234 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 16 002 126 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 7 905 571 руб. 80 коп., земельного участка с кадастровым номером *** – 49 869 391 руб. 32 коп.

Согласно отчету независимого оценщика об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от 21 ноября 2018 г. рыночная стоимость земельных участок по состоянию на 1 января 2011 г. определена в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером *** – 1 722 924 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 4 463 178 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 2 231 845 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 13 230 655 руб.

Несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца, как владельца земельных участков, поскольку влечет увеличение арендных платежей. Кроме того, истец намерен приобрести участки в собственность, а их выкупная цена также зависит от кадастровой стоимости объектов.

С учетом уточнения требований административный истец просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве аренды объектов недвижимости равной их рыночной стоимости в соответствии с заключением судебной экспертизы.

В судебном заседании представитель ООО «Агро-Люкс» Глухова А.А. заявление поддержала по изложенным в нем доводам, просила определить кадастровую стоимость участков равной их рыночной стоимости, указанной в заключении судебной экспертизы. Также просила восстановить срок для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указывает на то, что орган регистрации прав не принимал участия  в проведении государственной кадастровой оценки земель и утверждении ее результатов, прав административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Правительства Ульяновской области в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что не возражает против пересмотра кадастровой стоимости земельных участков, пересмотр кадастровой стоимости в судебном порядке является правом административного истца, которое Правительством не оспаривается.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в письменном отзыве ссылается на то, что Управление прав административного истца не нарушало, является ненадлежащим ответчиком, право на пересмотр кадастровой стоимости не оспаривает.

Представитель администрации муниципального образования «Старомайнский район» просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, письменных возражений по иску не представил.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 г. № 28,  арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что в отношении земельных участков:

- площадью 5 442 900 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- площадью 2 051 100 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- площадью 2 688 970 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- площадью 16 962 378 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, 27 мая 2010 г. заключены договоры аренды, срок аренды по 5 ноября 2053 г.

Размер арендной платы исчисляется от кадастровой стоимости земельных участков.

Из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости следует, что на основании постановления Правительства Ульяновской области № 614-П от        14 декабря 2011 г. кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2011 г. утверждена в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером *** – 6 030 234 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 16 002 126 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 7 905 571 руб. 80 коп., земельного участка с кадастровым номером *** – 49 869 391 руб. 32 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков были внесены в ЕГРН  27 декабря 2011 г., следовательно, пятилетний срок истек 27 декабря 2016 г. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области 25 декабря 2018 г., то есть с пропуском срока, поэтому такое заявление Комиссией не было принято к рассмотрению.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельных участков, исходя из которой рассчитываются арендные платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Договоры аренды заключены на длительный срок. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу рыночной стоимости участков, рассчитанную независимым оценщиков, и их кадастровой стоимости, по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 018/030-2019 от 8 февраля 2019 г. названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельных участков по состоянию на     1 января 2011 г. составляла: земельного участка с кадастровым номером *** – 2 666 430 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 7 075 770 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 3 495 661 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 22 051 091 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Судом по настоящему делу была назначена судебная экспертиза для решения вопроса о размере рыночной стоимости земельных участков, предварительная оплата расходов по экспертизе была возложена на административного истца, который ее оплату не произвел, в связи с чем экспертное учреждение ходатайствовало о возмещении понесенных расходов в сумме 80 000 руб.

Ввиду удовлетворения административного искового заявления, учитывая, что рыночная стоимость земельных участков, установленная судом по результатам судебной экспертизы, значительно ниже его кадастровой стоимости, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 20-П от 11 июля 2017 г., расходы по производству судебной экспертизы подлежат возмещению.

Согласно разъяснению, приведенному в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В рассматриваемом деле таковым органом является Правительство Ульяновской области, принявшее 14 декабря 2011 г. постановление № 614-П, поэтому судебные издержки подлежат взысканию с Правительства Ульяновской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Агро-Люкс» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 5 442 900 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 г. –  7 075 770 руб.;

земельного участка, площадью 2 051 100 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 г. –  2 666 430 руб.; земельного участка, площадью 2 688 970 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 г. –  3 495 661 руб.; земельного участка, площадью 16 962 378 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 г. –  22 051 091 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 25 декабря 2018 г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***.

Взыскать с Правительства Ульяновской области в пользу автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» расходы по производству экспертизы в сумме 80 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                          Н.А. Пулькина