Судебный акт
Оспаривание дисциплинарного взыскания
Документ от 19.02.2019, опубликован на сайте 01.03.2019 под номером 79137, 2-я гражданская, о признании незаконным дисциплинарного взыскания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                                             Дело № 33-802/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   19 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 ноября 2018 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования Рузановой Елены Анатольевны удовлетворить.

Отменить распоряжение Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  № *** от 16 августа 2018 года «О дисциплинарном взыскании Рузановой Е.А.» 

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Рузановой Е.А., ее представителя Лагойда И.А., полагавших решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Рузанова Е.А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) об отмене распоряжения о применении дисциплинарного взыскания. В обоснование иска указала, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности р*** отдела государственный закупок департамента планирования  государственных закупок Министерства. Распоряжением Министерства от 16 августа 2018 года *** она привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания на основании заключения служебной проверки от 14 августа 2018 года. Взыскание применено за неисполнение ею должностных обязанностей, а также требований федерального, регионального законодательства в сфере осуществления ведомственного контроля за проведением совместных торгов в отношении подведомственных учреждений. Привлечение к дисциплинарной ответственности незаконно и несправедливо. Работодатель указал, что вменяемый проступок выразился в неисполнение ею должностных обязанностей и требований закона в сфере осуществления контроля за проведением совместных торгов при закупках кислорода медицинского по торгам №***, № ***, которые состоялись в конце 2016 года, начале 2017 года и контролировались начальником отдела. На момент проведения проверки и применении взыскания истек установленный законом срок шесть месяцев для наложения взыскания. Кроме того, в период закупки, проводимой в марте 2018 года № ***, она находилась на больничном. В силу своего положения она не является руководителем, не принимает никаких самостоятельных решений, не имеет отношения к проведению совместных торгов, и как специалист не могла осуществлять контроль за проведением таковых, от руководителей никаких поручений по закупкам не получала. В планах проверок во исполнение ведомственного контроля за подведомственными предприятиями на 2016-2018 годы, составленных руководством, проверки организаций, осуществляющих закупки кислорода, не предусматривались. Организация  проверок не входит в ее должностные обязанности.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что факт неисполнения Рузановой Е.А. требований федерального и регионального законодательства в сфере осуществления ведомственного контроля в ходе проведения служебной проверки установлен. Не соглашается с выводом суда о том, что сфера проверочных действий в рамках ведомственного контроля ограничивается запланированными мероприятиями, перечисленными в плане и утвержденными распоряжением Министерства. Просит учесть, что в соответствии с требованиями Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 28 апреля 2014 года № 150-П, документарная проверка может быть проведена как по письменному, так и по устному поручению как самого министра, так и уполномоченного лица. По мнению автора жалобы, суд исследовал нормативную базу поверхностно, не истребовал документы, свидетельствующие о проверках технической документации вне плана. Обращает внимание, что ведомственный контроль с 2014 года по 2017 год включительно осуществлялся в виде проверки технической документации по устному поручению руководителя с непосредственным участием Рузановой Е.А.  Полагает, что в ходе служебной проверки вина Рузановой Е.А. установлена, равно как и причины и условия совершения ею проступка в виде ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности соблюдена. Считает, что суд необоснованно не рассмотрел ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица П*** У*** о***, которым была инициирована служебная проверка.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 18 июля 2011 года Рузанова Е.А. была принята на государственную гражданскую службу и назначена на должность к*** отдела государственных закупок департамента финансов Министерства труда и социального развития Ульяновской области.

27 сентября 2016 года Рузанова Е.А. назначена на должность государственной гражданской службы референта отдела государственных закупок департамента планирования и государственных закупок (впоследствии – отдел государственных закупок департамента финансов) Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

11 сентября 2017 года Рузанова Е.А. назначена на должность государственной гражданской службы р*** государственных закупок департамента планирования и государственных закупок Министерства.

Распоряжением Министерства № ***лс от 16 августа 2018 года за неисполнение своих должностных обязанностей, а также требований федерального, регионального законодательства в сфере осуществления ведомственного контроля за проведением совместных торгов в отношении подведомственных учреждений к Рузановой Е.А. в соответствии со ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности послужили распоряжение о проведении служебной проверки от 17 июля 2018 года №***-р, заключение служебной проверки от 14 августа 2018 года.

Полагая привлечение к дисциплинарной ответственности незаконным, Рузанова Е.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, регулирующий спорные правоотношения, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований Рузановой Е.А.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;  исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.п. 2, 3 ч.1).

Статья 56 Федерального закона № 79-ФЗ определяет служебную дисциплину на гражданской службе как обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

В соответствии  с п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закона № 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде  замечания.

Порядок применения дисциплинарного взыскания определен статьей 58 Федерального закона № 79-ФЗ.

Так, до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (ч. 1).

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ч. 2).

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 3).

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (ч. 4).

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 5).

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (ч. 6).

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (ч. 7).

Статья 59 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливает порядок проведения служебной проверки.

В соответствии с ч. 1 указанной нормы закона служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

Согласно ч. 2 ст. 59 названного Федерального закона при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения (ч. 3 ст. 59).

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа (ч. 4 ст. 59).

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (ч. 6 ст. 59).

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну (ч. 8 ст. 59).

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; 2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания (ч. 9 ст. 59).

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка (ч. 10 ст. 59).

Из содержания заключения служебной проверки, утвержденного министром здравоохранения Ульяновской области 14 августа 2018 года, следует, что в ходе проведения проверки комиссией установлено, что в 2017-2018 годах подведомственными учреждениями здравоохранения производились закупки кислорода для нужд медицинских организаций, которые осуществлялись, в том числе через совместные торги; данные закупки произведены у акционерного общества «***».

Организатором торгов в 2017-2018 годах по закупкам лекарственных препаратов, среди которых закупался кислород, являлись ГУЗ ***), ГУЗ «***».

Как указано в заключении служебной проверки, Рузанова Е.А., наряду с А*** А.П. (з*** м***) и Б*** М.И. (н*** о*** государственных закупок департамента планирования и государственных закупок Министерства), являясь руководителями и координаторами контрактной службы  Министерства, не исполнили требования федерального, регионального законодательства в сфере осуществления ведомственного контроля за проведением совместных торгов в отношении подведомственных учреждений, при организации последними закупок кислорода медицинского, а именно: не исполнили требования ст.100 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», требований постановления Правительства Ульяновской области от 28 апреля 2014 года № 150-П «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок обеспечения государственных нужд Ульяновской области», положений распоряжения Министерства от 29 сентября 2016 года № 2745 «Об утверждении регламента осуществления Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд в отношении подведомственных ему заказчиков». Названные нормативные акты предусматривают целый спектр проверочных действий, а не только проверку «правильности оформления технической документации на предмет соответствия установленной форме».

По результатам проверки решено применить к Рузановой Е.А. дисциплинарное взыскание в виде замечания за неисполнение требований указанных выше Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, постановления Правительства Ульяновской области от 28 апреля 2014 года № 150-П, распоряжения Министерства от 29 сентября 2016 года № 2745, а также за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом.

Согласно должностному регламенту р*** отдела государственных закупок департамента планирования и государственных закупок Министерства, с которым Рузанова Е.А. ознакомлена 11 сентября 2017 года, к числу должностных обязанностей референта относятся осуществление ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков в соответствии с утвержденным регламентом; оказание организационной и методической помощи подведомственным Министерству учреждениям при осуществлении закупок для собственных нужд; выполнение поручений, указаний начальника отдела.

В статье 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ закреплено, что государственные органы, муниципальные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Порядок осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Ульяновской области утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 28 апреля 2014 года № 150-П (далее – Порядок).

Данный Порядок устанавливает, что ведомственный контроль осуществляется в соответствии с регламентом, утвержденным органом ведомственного контроля (п. 4). Органом ведомственного контроля определяется состав работников, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля (п. 5). Ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездных или документарных мероприятий ведомственного контроля (п. 6). Выездные или документарные мероприятия ведомственного контроля проводятся по поручению, приказу (распоряжению) руководителя органа ведомственного контроля или иного лица, уполномоченного руководителем органа ведомственного контроля (п. 8). Орган ведомственного контроля уведомляет заказчика о проведении мероприятия ведомственного контроля путем направления уведомления о проведении такого мероприятия (п. 9).

В соответствии с Регламентом осуществления Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд в отношении подведомственных ему заказчиков, утвержденным распоряжением Министерства от 29 сентября 2016 года № 2745-р, ведомственный контроль осуществляется Министерством путем проведения выездных или документарных проверок (п. 6). Выездные и документарные проверки  ведомственного контроля проводятся по поручению, приказу (распоряжению) Министерства или иного лица, им уполномоченного (п. 7). Министерство уведомляет подведомственного заказчика о проведении проверки ведомственного контроля за сутки путем направления уведомления о проведении такой проверки (п. 10). Уведомление должно содержать в том числе информацию о дате начала и дате окончания проведения проверки ведомственного контроля (пп. «г»), перечень лиц, осуществляющих ведомственный контроль в отношении соответствующего подведомственного заказчика (пп. «д» п.11). Ведомственный контроль осуществляется работниками отдела государственных закупок Министерства (п. 17).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом правильно установлены фактические обстоятельства дела и исследованы документы, регламентирующие порядок осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Ульяновской области.

Проанализировав положения приведенных выше нормативных актов, суд первой инстанции обоснованно указал, что в должностные обязанности истца входит осуществление ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков в соответствии с утвержденным регламентом, который реализуется в форме выездных или документарных проверок по поручению, приказу (распоряжению) Министра или иного лица, им уполномоченного.

Доказательств, что за вменяемый истцу период имели место неисполненные поручение, приказ (распоряжение) Министра или иного лица, им уполномоченного, на проведение проверок в рамках осуществления ведомственного контроля, ответчиком суду не представлено.

В плане осуществления ведомственного контроля в сфере закупок на 2018 год, утвержденном министром 22 марта 2018 года, среди подведомственных учреждений, подлежащих проверке на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, не значатся учреждения здравоохранения, о которых указано в заключении служебной проверки и которые осуществляли закупки кислорода (ГУЗ ***), ГУЗ «***»).

Вместе с тем, в ходе проведения служебной проверки истцу было предложено дать объяснения по организации в 2017-2018 годах закупок кислорода подведомственными учреждениями здравоохранения, а в заключении служебной проверки указано на неисполнение Рузановой Е.А. требований приведенных выше федеральных и региональных нормативных актов, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом.

При таких обстоятельствах и, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции правильно указал, что служебная проверка проведена с нарушением требований ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ, так как в ходе проведения проверки не были установлены, как того требует закон, полностью, объективно и всесторонне: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка.

Тот факт, что суд не привлек к участию в деле в качестве третьего лица Правительство Ульяновской области, основанием к отмене судебного решения не является, поскольку истец состояла в трудовых отношениях и занимала должность государственной гражданской службы в Министерстве.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи