Дело № 3а-25/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
22 февраля 2019
года
город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Пулькиной Н.А.,
при секретаре Дубровиной Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по
административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью
«Ньютоновское общество» к Правительству Ульяновской области, Федеральному
государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о
пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления
в отношении него рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Ньютоновское общество» обратилось в суд с
административным исковым заявлением о пересмотре
кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания, площадью 4114,7
кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании
установления в отношении него рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что указанным объектом
недвижимости истец владеет на праве собственности.
Кадастровая стоимость здания, установленная Постановлением
Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 г. № 481-П, по состоянию
на 1 ноября 2012 г., утверждена в
размере 87 043 351 руб. 33 коп.
Согласно отчету независимого оценщика об определении
рыночной стоимости объекта недвижимости от 10 декабря 2018 г. рыночная
стоимость здания по состоянию на 1 ноября 2012 г. составляет 66 188 469
руб. 66 коп.
Несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости
его рыночной стоимости нарушает права административного истца, как
собственника, так как влечет увеличение налоговых платежей.
С учетом уточнения требований административный истец просил
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости по
состоянию на 1 ноября 2012 г. – 67 881 556 руб. Также просил восстановить
срок для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель ООО «Ньютоновское
общество» Балакшин С.А. заявленные требования поддержал, просил установить
кадастровую стоимость здания в соответствии с заключением судебной экспертизы.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не
явился, в письменном отзыве указывает на то, что орган регистрации прав не
принимал участия в проведении
государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и утверждении ее результатов, прав
административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по
делу.
Представитель Правительства Ульяновской области в письменном
отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что не возражает
против пересмотра кадастровой стоимости, пересмотр кадастровой стоимости в
судебном порядке является правом административного истца, которое
Правительством не оспаривается.
Представитель Управления Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание
не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях
указал, что разрешение заявленных требований по существу оставляет на
усмотрение суда, не оспаривая право истца на пересмотр кадастровой стоимости
объекта недвижимости.
Представитель Министерства финансов Ульяновской области в
судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен,
письменных возражений по иску не представил.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного
судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не
явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения
дела надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав
материалы дела, суд приходит к следующему.
В
соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) налог на имущество организаций
устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской
Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами
субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к
уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как
указано в пункте 1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество,
признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374
настоящего Кодекса.
Согласно
статье 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций
признается движимое
и недвижимое
имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в
пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную
деятельность или полученное по концессионному
соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных
средств в порядке,
установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378,
378.1
и 378.2
настоящего Кодекса.
В
соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении
отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая
стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2
настоящего Кодекса.
В
силу статьи 1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 г. № 99-ЗО «О
налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» настоящий
Закон устанавливает и вводит в действие на территории Ульяновской области налог
на имущество организаций, в том числе определяет особенности определения
налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговую
ставку налога в пределах, установленных главой 30
Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также
предусматривает налоговые льготы по налогу и основания для их использования
налогоплательщиками.
В
соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г.
№135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты
определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в
случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и
обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой
стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на
дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Материалами дела установлено, что объект недвижимости - здание, площадью 4114,7 кв.м, кадастровый
номер ***, расположенное по адресу: ***, на праве собственности принадлежит ООО
«Ньютоновское общество», право собственности за административным истцом
зарегистрировано 23 ноября 2012 г., объект поставлен на кадастровый учет 1
ноября 2012 г.
Приказом Агентства государственного имущества и земельных
отношений Ульяновской области от 27 ноября 2017 г. № 157-ПОД утвержден Перечень
объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как
кадастровая стоимость, на 2018 год, спорное здание включено в указанный
Перечень. Таким образом, результаты кадастровой оценки затрагивают права и
интересы административного истца.
Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта
недвижимости следует, что на основании постановления Правительства Ульяновской
области № 481-П от 12 октября 2012
г. и акта об утверждении кадастровой стоимости от 26 декабря 2012 г. кадастровая стоимость указанного объекта
недвижимости по состоянию на 1 ноября 2012 г. определена в размере 87 043
351 руб. 33 коп.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации административное
исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный
кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой
стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр
недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости,
полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо
сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик
объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Сведения
о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *** были
внесены в ЕГРН 2 февраля 2013 г., следовательно, пятилетний срок истек 2
февраля 2018 г. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истец обратился
в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой
стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области 13 декабря 2018 г.,
то есть с пропуском срока, поэтому такое заявление Комиссией не было принято к
рассмотрению.
Вместе
с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит
восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как кадастровая стоимость здания, исходя из
которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для
административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка объектов
недвижимости в Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат
доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими
правами.
Учитывая разницу рыночной стоимости здания и его кадастровой
стоимости, составляющую более 20%, по делу была назначена экспертиза,
производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная
специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому
округу – Ульяновск».
Согласно заключению № 009/030-2019 от 5 февраля 2019 г.
названного экспертного учреждения рыночная стоимость объекта недвижимости по
состоянию на 1 ноября 2012 г.
составляла 67 881 556 руб.
У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как
экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31
мая 2001 г. №73-ФЗ «О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены
необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию,
использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной
ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу
заведомо ложного заключения.
Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу
о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит
подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы
и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.
Основания для сомнения в правильности заключения и в
беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями
административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц
заключение не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования
административного истца об установлении кадастровой стоимости здания равной его
рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление общества с ограниченной
ответственностью «Ньютоновское общество» о
пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания, площадью 4114,7 кв.м, кадастровый номер
***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию
на 1 ноября 2012 г. – 67 881 556
руб.
Датой
обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 13
декабря 2018 г.
Вступившее
в законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый
государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости
объекта недвижимости с кадастровым номером ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию
Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в
окончательной форме.
Судья Н.А. Пулькина