Судебный акт
Об устранее нарушений пожарной безопасности в больнице
Документ от 12.02.2019, опубликован на сайте 27.02.2019 под номером 79025, 2-я гражданская, о запрещении деятельности, устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Михайлова О.Н.                                                           Дело № 33а-322/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                   12 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 19 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

административное исковое заявление прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная клиническая больница», Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области устранить нарушения требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях учреждения по адресу: ***, а именно: *** корпус:

обеспечить нахождение в исправном состоянии подпор воздуха в лифтовых шахтах здания;

установить приемно-контрольный прибор автоматической пожарной сигнализации в помещении, защищенном от несанкционированного доступа, обеспечить работоспособность автоматической пожарной сигнализации;

обеспечить в полном объеме обслуживающий персонал электрическими фонарями и средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (не менее 1 на каждого дежурного).

*** отделение:

произвести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли здания в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки).

Помещения пристроя к зданию Нефрологии с учебными аудиториями:

произвести повторную огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного пространства (бруски, обрешетка).

Отделение *** хирургии:

произвести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли здания в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки).

Лечебный корпус № ***:

провести эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы, установленной на здании, ведущей со 2-го этажа на поверхность земли;

провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли здания в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки);

установить на кровле здания после ремонта металлические ограждения.

Отделение ***:

установить приемно-контрольный прибор системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещении, защищенном от несанкционированного доступа.

***, лечебный корпус № ***:

обустроить ограждение на кровле здания;

обеспечить исправное состояние подпора воздуха в лифтовые шахты здания;

ликвидировать помещение мастерских сантехников в подвальном помещении.

Лечебный корпус № *** (***):

обеспечить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли здания в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки);

обеспечить исправное состояние автоматической пожарной сигнализации: (шлейфов № 5, 7, 9);

обеспечить наличие металлического ограждения на кровле здания.

Отделение *** (1 этаж):

Здание ***:

обеспечить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли здания в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки).

Здание ***:

обеспечить исправность подпора воздуха в лифтовые шахты здания.

обеспечить работоспособность аварийного освещения в месте расположения приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации и светильника аварийного освещения, который расположен в помещении центрального пожарного поста.

Здание ***:

провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли здания в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки).

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора         Данилова Е.В., представителя ГУЗ «Областная клиническая больница», не согласившихся с апелляционной жалобой, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница», Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время – Министерство здравоохранения Ульяновской области) о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено несоблюдение законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации зданий и помещений ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» по адресу: ***. Выявлены многочисленные нарушения требований противопожарной безопасности на объектах больницы, в том числе: в терапевтическом корпусе, нефрологическом отделении, пристрое к зданию нефрологии с учебными аудиториями, отделении пластической хирургии, лечебном корпусе №1, отделении челюстно-лицевой хирургии, ЛОР-отделении, лечебном корпусе №2 и других объектах.

Нарушение законодательства о пожарной безопасности может повлечь  причинение вреда жизни и здоровью граждан в случае возникновения пожара в лечебном учреждении.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время - Агентство государственного имущества Ульяновской области), заинтересованным лицом Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновкой области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора к Министерству. Указывает, что ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет медицинскую деятельность, имеет самостоятельный баланс, имеет лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства, обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать его сохранность и не допускать ухудшения технического состояния имущества.

Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя учреждений здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, имеющих организационно-правовую форму казенных, бюджетных и автономных учреждений. Собственником ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» является Агентство государственного имущества Ульяновской области. Министерство является органом исполнительной власти и осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Бюджет является дефицитным. Министерство не может самостоятельно за счет внутренних резервов исполнить возложенные на него функции. На Министерство не может быть возложена обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности в подведомственной ему медицинской организации.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Министерства здравоохранения Ульяновской области, Агентства государственного имущества Ульяновской области, ГУ МЧС России по Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив правильность принятого решения в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - это система мер не только медицинского, но и политического, экономического, правового и социального характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.4 названного Федерального закона основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно ст.14, ч.1 ст.18 данного Федерального закона организации обязаны обеспечить создание, подготовку и поддержание готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

При рассмотрении дела суд первой инстанции, руководствуясь положениями названных норм права, пришел к правильному о необходимости возложения обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности на объектах ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» на учреждение здравоохранения и на Министерство здравоохранения Ульяновской области, в подчинении которого находится данное лечебное учреждение.

Доводы Министерства о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия считает несостоятельными.

Согласно Уставу ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» является бюджетным учреждением.

Учредителем и собственником имущества лечебного учреждения является Ульяновская область.

Полномочия и функции собственника имущества учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Агентство государственного имущества Ульяновской области.

Полномочия и функции учредителя учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения. 

Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Ульяновской области - в виде субсидий. То есть, основным источником финансирования деятельности ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» являются бюджетные средства.

Министерство здравоохранения, являясь исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации, осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальный орган, а также через медицинские организации государственной системы здравоохранения, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство.

Министерство здравоохранения осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области: утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения, формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области, готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Таким образом, именно через Министерство выделяются денежные средства из областного бюджета на содержание ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница», и именно Министерство вправе запрашивать из областного бюджета денежные средства на выполнение возложенных на медицинские учреждения задач путем подготовки предложений по составлению областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Суд первой инстанции правомерно признал Министерство здравоохранения надлежащим ответчиком по делу.

Однако судебная коллегия считает необоснованным возложение на данного административного ответчика обязанности по непосредственному выполнению работ по устранению нарушений пожарной безопасности в зданиях и помещениях больницы.

С учетом анализа действующего законодательства на Министерство здравоохранения, являющееся получателем и главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию функций учредителя бюджетных медицинских учреждений Ульяновской области, должна быть возложена обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности, исполнение которых судом возложено на подведомственное Министерству лечебное учреждение.

Таким образом, решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности подлежит отмене с возложением на данного административного ответчика обязанности финансировать мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности в ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница».

Довод апелляционной жалобы о том, что ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс, не препятствует Министерству здравоохранения Ульяновской области при определении размера предоставляемой субсидии учесть указанное обстоятельство.

Также судебная коллегия не соглашается с решением суда в части удовлетворения административного иска к Агентству государственного имущества Ульяновской области.

Согласно Положению об Агентстве государственного имущества Ульяновской области от 19.01.2017 № 1/20-П (ред. от 10.12.2018) Агентство государственного имущества Ульяновской области (ранее - Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника имущества Ульяновской области, а также управлять и распоряжаться иным имуществом в случаях, установленных законодательством.

Агентство не наделено полномочиями по проведению мероприятий, направленных на обеспечение деятельности государственных учреждений здравоохранения, которые на праве оперативного управления владеют зданиями, находящимися в собственности Ульяновской области.

Выполнение ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» мероприятий, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях больницы, направлено на надлежащее осуществление лечебным учреждением деятельности, предусмотренной уставом учреждения, и обязанность по финансированию данных мероприятий, как указано выше, лежит на ведомственном Министерстве - Министерстве здравоохранения  Ульяновской области.

Оснований для возложения на Агентство государственного имущества Ульяновской области обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» не имеется.

Решение суда в части возложения на Агентство обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности в ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении требований к данному административному ответчику.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 19 октября 2018 года в части возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности отменить.

 

Принять в данной части новое решение.

 

Возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности в Государственном учреждении здравоохранения «Ульяновская областная клиническая больница».

 

В удовлетворении административного иска прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Агентству государственного имущества Ульяновской области отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи