Судебный акт
О выдаче согласия на перевод прав и обязанностей по договору аренды лесного участка
Документ от 05.02.2019, опубликован на сайте 26.02.2019 под номером 79012, 2-я гражданская, Об обязании выдать согласие на передачу прав и обязанностей (перенаем)по договору аренды лесного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Гришин П.С.                                       Дело № 33 - 518/2019 (№ 33 - 6170/2018)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             05 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Гурьяновой О.В. и Костенко А.П.,

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Мельникова Сергея Дмитриевича – Романеевой Елены Николаевны на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 29 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Мельникова Сергея Дмитриевича к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Министерству природной и цикличной экономики о признании отказа в выдаче Мельникову Сергею Дмитриевичу согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 28.07.2010 № *** Мельникову Олегу Сергеевичу незаконным, обязании Министерства природной и цикличной экономики согласовать Мельникову Сергею Дмитриевичу передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 28.07.2010 № *** Мельникову Олегу Сергеевичу, отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., пояснения представителя истца Романеевой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Мельников С.Д. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Министерству природной и цикличной экономики Ульяновской области о признании отказа в выдаче согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 28.07.2010 № *** Мельникову О.С. незаконным, обязании Министерства природной и цикличной экономики Ульяновской области согласовать Мельникову С.Д. передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 28.07.2010 № *** Мельникову О.С.

В обоснование исковых требований указал, что в соответствии с договором аренды лесного участка №*** от 28.07.2010 Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (Арендодатель) на основании протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной (федеральной) собственности, передало ему (Арендатору) во временное пользование лесной участок площадью 0,57 га по адресу: Ульяновская область, МО «Старомайнский район», Старомайнское лесничество, Старомайнское участковое лесничество, квартал 33. Срок действия договора - до 27.07.2059. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области 24.08.2010.

Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер ***.

В связи со сложившейся практикой при подаче документов на государственную регистрацию договора субаренды лесного участка, а также договора передачи Арендатором своих прав и обязанностей по договору необходимо представить согласие Арендодателя на совершение таких сделок.

Он (истец) обратился в Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области с заявлением о выдаче согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 28.07.2010 № 418 своему сыну  Мельникову О.С.

Письмом Министерства от 18.05.2018 за №73-ИОГВ-07-01/4456 ему было отказано в выдаче согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 28.07.2010 № *** со ссылкой на положения п. 7. ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые вступили в силу 01.06.2015. Согласно указанной норме, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, то победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

Полагает отказ арендодателя в выдаче согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка незаконным и необоснованным, поскольку договор аренды был заключен на торгах до 01.06.2015, а поэтому возникшие между сторонами отношения подлежат регулированию в соответствии с нормами ранее действовавшего законодательства.

На основании изложенного, истец просил признать отказ Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в выдаче ему согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 28.07.2010 № *** *** незаконным; обязать Министерство природной и цикличной экономики Ульяновской области согласовать ему передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 28.07.2010 *** Мельникову О.С.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Мельникова С.Д. – Романеева Е.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, и считает, что судом неправильно применены нормы материального права. Полагает неверным вывод суда о том, что правоотношения, связанные с волеизъявлением арендатора на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка возникли в мае 2018 года, то есть после введения в действие Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ, и поэтому подлежат регулированию в соответствии с действующим на данный момент законодательством. Суд не учел, что договор аренды лесного участка был заключен ранее вступления в силу  указанного выше закона, следовательно, ко всем правам и обязанностям, имеющимся у первоначального арендатора – Мельникова С.Д. применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации, действующего на момент заключения договора.

Кроме того, выводы суда об отсутствии у истца права на передачу прав и обязанностей по договору противоречат сделанному судом выводу о возможности истца иным образом распоряжаться правами, предоставленными ему договором аренды, в частности путем сдачи объекта аренды в субаренду.

Права арендатора сдавать лесной участок в субаренду и передавать свои права и обязанности по договору другим лицам установлены одним пунктом договора аренды лесного участка от 28.07.2010, соответственно, к реализации данных прав арендатором применяются одинаковые правила.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку оспариваемый отказ Министерства соответствует нормам действующего законодательства.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Правоотношения сторон возникли из договора аренды лесного участка, следовательно, подлежат регулированию наряду с нормами лесного законодательства положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах и обязательствах.

Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.

Статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 3); предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 4).

Из сопоставления пунктов 3 и 4 указанной статьи видно, что в них разграничено регулирование отношений по аренде лесных участков и отношений по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) либо безвозмездное срочное пользование, на первый вид отношений распространены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, а на второй - нормы Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.

Лесным кодексом Российской Федерации не предусмотрены иные, чем в названной статье Гражданского кодекса Российской Федерации, условия передачи арендатором лесного участка своих прав и обязанностей по договору аренды, как требует для таких случаев пункт 3 статьи 71.

В договоре аренды лесного участка *** от 28.07.2010 его стороны пришли к соглашению о том, что арендатор вправе передавать права и обязанности по данному договору только с согласия арендодателя (подпункт «б» пункт 10).

Письмом от 18.05.2019 за №*** Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов отказало Мельникову С.Д. в выдаче согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 28.07.2010 *** его сыну ***.

Предусмотренных законом оснований для возложения на Министерство обязанности по выдаче такого согласия, суд не усмотрел.

Кроме того, установив, что договор аренды спорного земельного участка был заключен по результатам проведения аукциона, суд правомерно пришел к выводу о невозможности переуступки прав и обязанностей арендатора третьему лицу.

Оснований не согласиться с указанным выводом у судебной коллегии не имеется, поскольку он соответствует подлежащему применению закону и установленным по делу обстоятельствам.

Так, согласно пункту 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации  в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 42-ФЗ), вступившего в силу 01.06.2015, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

Доводы апелляционной жалобы Мельникова С.Д. о том, что положения указанной нормы к возникшим между сторонами отношениям не применимы, поскольку договор аренды лесного участка был заключен в 2010 году, были предметомм рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии нет оснований.

По смыслу пункта 2 статьи 2 Федерального Закона № 42-ФЗ от 08.03.2015 положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В данном случае правоотношения, связанные с волеизъявлением арендатора на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, возникли в мае 2018 года, то есть после введения в действие Федерального закона от 08.03.2015       № 42-ФЗ, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда о разрешении возникшего спора на основании действующей редакции Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, поскольку суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, разрешил спор в соответствии с материальным и процессуальным законом. Оснований к отмене постановленного судом решения не имеется.

Доводы жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции основаны на ошибочном толковании истцом  норм материального права.

Таким образом, апелляционная жалоба не содержит предусмотренных законом оснований для отмены решения суда и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 29 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Мельникова Сергея Дмитриевича – Романеевой Елены Николаевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи