Судебный акт
Приговор признан законным, обоснованным и справедливым
Документ от 13.02.2019, опубликован на сайте 18.02.2019 под номером 78956, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 222 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

 

Судья Тазетдинова З.А. 

 Дело №22-250/2019

 

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

г. Ульяновск

13 февраля 2019 года

 

Ульяновский областной суд в составе:

председательствующего Малышева Д.В.,

с участием прокурора Чубаровой О.В.,

осужденного Мотавкина В.А., адвоката Стуловой В.Г.,

при секретаре Толмачевой А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе адвоката Стуловой В.Г. на приговор Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 20 декабря 2018 года, которым

МОТАВКИН Виталий Александрович,

*** 

ранее судимый приговором Ленинского районного суда г. Ульяновска от 5 апреля 2007 года, с учетом пересмотра постановлением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 5 июля 2011 года, по пункту «а» части 3 статьи 111 УК РФ (в редакции ФЗ от 7 марта 2011 года)  к наказанию в виде лишения свободы на срок 6 лет 10 месяцев, на основании пункта «в» части 7 статьи 79 УК РФ, статьи 70 УК РФ, по совокупности приговоров, частично присоединена неотбытая часть наказания  по приговору Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 декабря 2003 года, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет 10 месяцев, освобожден  по отбытии срока  7 ноября 2014 года,

осужден по части 1 статьи 222 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Мера пресечения в отношении Мотавкина В.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу изменена на заключение под стражу. Взят под стражу в зале суда. Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 20 декабря 2018 года.

Приговором решен вопрос о процессуальных издержках и вещественных доказательствах.

Апелляционное представление государственным обвинителем отозвано в соответствии с части 3 статьи 3898 УПК РФ до начала заседания суда апелляционной инстанции.

Доложив содержание приговора, существо апелляционной жалобы, заслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции

 

УСТАНОВИЛ:

 

Мотавкин  В.А. осужден за незаконные приобретение и хранение боеприпасов. Преступление совершено в г. Ульяновске при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В апелляционной жалобе адвокат Стулова В.Г. в интересах осужденного  Мотавкина В.А. считает приговор несправедливым вследствие чрезмерной суровости назначенного наказания. По мнению защиты судом не в полной мере учтена позиция Мотавкина В.А., который в содеянном раскаялся, сделал для себя соответствующие выводы, в ходе дознания и в суде давал последовательные и логичные показания и тем самым способствовал раскрытию и расследованию преступления. Кроме того, Мотавкин В.А. работает, после прохождения испытательного срока имеет намерение официально трудоустроиться, по месту жительства характеризуется исключительно с положительной стороны. Однако суд не нашел возможности назначить наказание не связанное с лишением свободы, при этом решение в этой части не мотивировал. Полагает, что реальное лишение свободы может негативно отразиться на личной жизни осужденного Мотавкина В.А., который собрался вступить в брак, и на жизни членов его семьи. Просит приговор изменить и назначить наказание с применением статьи 73 УК РФ.

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- осужденный Мотавкин В.А. и адвокат Стулова В.Г. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили об изменении приговора и смягчении назначенного наказания;

- прокурор Чубаровой О.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, обосновав ее несостоятельность, просила приговор оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции находит приговор законным, обоснованным и справедливым.

Выводы суда о доказанности вины Мотавкина В.А. в инкриминируемом преступлении соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены совокупностью доказательств, полно и всесторонне проверенных в судебном заседании, получивших оценку суда в соответствии с требованиями статьи 88 УПК РФ и подробно приведенных в приговоре.

Вину в предъявленном обвинении Мотавкин В.А. признал частично, указав на то, что в начале  сентября 2018 года во дворе соседнего дома,  находясь на участке местности, расположенном у дома *** по ул. *** г. Ульяновска обнаружил черный пакет с патронами, количество не помнит, не знает их  маркировку.  Военную службу он не проходил. Он находился в состоянии алкогольного опьянения, поэтому  решил указанные патроны отнести домой, чтобы в дальнейшем передать сотрудникам полиции, но не успел, так как продолжал употреблять спиртные напитки.  В ночь с 21 сентября на 22 сентября 2018 года сотрудники полиции взломали дверь  его квартиры. В его квартире в этот момент находились К***, К***, которые не открывали входную дверь сотрудникам Собра, сам  он находился  в состоянии алкогольного опьянения. Собровцы в масках  искали в его квартире К*** по заявлению таксиста об угоне, поэтому сломали входную дверь, после чего спросили чья квартира, на что он ответил им, что его. Его уложили на пол, пристегнули наручники, на голову надели пакет, оставили возможность ему дышать. Его двоих друзей Собровцы увезли, они не принимали участие в ходе осмотра. Каким образом был произведен осмотр квартиры,  не знает, слышал голоса присутствовавших лиц. С показаниями следователя Т*** согласен частично, не помнит, разъясняла ли она ему право добровольной выдачи запрещенных в гражданском обороте предметов и веществ.  Сам не заявил о добровольной выдаче патронов, так как не понимал, что происходит.  В тумбочке в углу, находящейся в зале, были обнаружены патроны. О патронах он никому не говорил. Патроны были разные по размеру, он их не считал. К концу осмотра квартиры его посадили на диван, с головы сняли пакет. Он не оказывал какое-либо противодействие сотрудникам полиции. Не помнит, находились ли в указанное время в квартире понятые, но на столе лежали патроны, деньги и мобильные телефоны. В их присутствии указанные предметы не упаковывались.  Он не помнит, оглашала ли в его присутствии  следователь Т*** протокол осмотра. Ему были предоставлены на подпись какие-то документы, возможно протокол осмотра, но он отказался их подписывать, так как не понимал, что происходит, неадекватно воспринимал ситуацию из-за состояния алкогольного опьянения. Он говорил следователю о том, что  патроны принадлежат ему, что он их нашел. Соседки расписались  в протоколе осмотра.  Он видел, что были обнаружены именно те патроны, которые он ранее принес в квартиру.

Из показаний Мотавкина В.А. на предварительном следствии в качестве подозреваемого следует, в начале сентября 2018 года, точную дату и время назвать не может, после 14.00 часов он находился во дворе соседнего дома *** по ул. *** г. Ульяновска, был  в состоянии алкогольного опьянения. В это время он нашел сверток, изготовленный из целлофана, который лежал под трубой, во дворе указанного им дома. Раскрыв сверток, обнаружил там патроны, точное количество сказать не может, не пересчитывал, но там были патроны небольшие и острые, марку и калибр данных патронов сказать не может, так как не разбирается в этом, в армии не служил. Обнаруженный им сверток с патронами он решил отнести к себе домой для дальнейшей выдачи в полицию, не стал звонить в полицию сразу, так как побоялся, в связи, с тем что, находился в состоянии алкогольного опьянения, и подумал, что ему просто не поверят сотрудники полиции. Данные патроны он решил хранить у себя дома до того, как не перестанет употреблять спиртные напитки. Но в результате он долгое время распивал спиртные напитки и, поэтому не смог их отнести в полицию и сдать, до его задержания они находились у него в квартире. О том, что он нашел патроны, он никому не сообщал. 22 сентября 2018 года утром в ходе осмотра места происшествия в присутствии понятых у него были изъяты данные патроны. Показания даны добровольно, без психологического и физического воздействия на него со стороны сотрудников полиции. Он находился в такой ситуации первый раз, не знал, что ему делать, при этом боялся звонить в полицию, так как был в состоянии алкогольного опьянения и предполагал, что ему сотрудники полиции не поверят, что он нашел данные патроны. Умысла на незаконное хранение найденных им патронов у него не было, он лишь боялся сообщать, так как находился в запойном состоянии, хотел сразу же их сдать или позвонить и сообщить о находке, как только бы вышел из запойного состояния. Подобрал данные патроны лишь для того, чтобы потом сдать их в полицию. По какой причине сотрудники полиции прибыли к нему домой, он не знает, следователю представлялся под его анкетными данными, почему она написала, что его зовут Виктор, он пояснить не мог, скорее всего, ошиблась. Расписываться он отказался по причине того, что находился в состоянии алкогольного опьянения и не мог прочесть, что написала следователь. Он данные патроны не оставил на месте, а отнес их домой, так как решил выполнить гражданский долг и сдать патроны в полицию. Он осознавал, что хранить патроны запрещает законодательство РФ. Вину признает полностью, в содеянном раскаивается.

Делая вывод о доказанности вины Мотавкина В.А. в содеянном, суд правильно взял за основу показания осужденного на предварительном следствии, поскольку они нашли подтверждение материалами уголовного дела. Оснований, для признания указанных доказательств недопустимыми в ходе судебного разбирательства не добыто. Мотавкин был допрошен  в присутствии защитника, в обстановке, исключающей какое-либо воздействие на него. В суде установлено, что  признательные показания Мотавкина получены в ходе дознания с соблюдением всех требований уголовно-процессуального закона. Из протокола допроса следует, что перед началом допроса  в качестве подозреваемого ему  разъяснялось право  не свидетельствовать против себя, показания давались  в присутствии защитника. Протокол подписан всеми участвующими лицами, замечаний ни от кого не поступало.  Права Мотавкина, в том числе и право на защиту, на всех стадиях уголовного судопроизводства  соблюдены и реально обеспечены.

Кроме того, вина Мотавкина В.А. подтверждается показаниями свидетелей Г***., С***., Г***., Т*** об обстоятельствах обнаружения и изъятия у Мотавкина В.А. боеприпасов, протоколом осмотра места происшествия от 22 сентября 2018 г., в ходе которого  осмотрена квартира №*** дома №*** по ул. *** г. Ульяновска,  где  в тумбочке, расположенной в правом углу комнаты обнаружены патроны калибра 9 мм в количестве 22 штук, и патроны калибра 5.45 мм в количестве 26 штук, заключением баллистической экспертизы №*** от 22 *** по изъятым боеприпасам.

На основании этих и иных исследованных в судебном заседании суда первой инстанции доказательств, которым дана надлежащая оценка, суд обоснованно признал Мотавкина В.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного части 1 статьи 222 УК РФ, в незаконном приобретении и хранении боеприпасов. Юридическая оценка действиям осужденного дана правильно, оснований для переквалификации действий Мотавкина В.А., его оправдания, прекращения уголовного дела, суд апелляционной инстанции не усматривает.  

Таким образом, приговор постановлен на исследованных в судебном заседании доказательствах, которые суд, руководствуясь положениями части 2 статьи 88 УПК РФ, оценил с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а все собранные доказательства в совокупности признал достаточными для вынесения обвинительного приговора.

Как правильно указал суд первой инстанции, показания Мотавкина В.А., показания свидетелей, в том числе и понятых, являются последовательными на протяжении всего расследования и в суде. Полностью согласуются с материалами уголовного дела. Оснований сомневаться в их достоверности, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется. При этом, как верно указал суд первой инстанции, доводы осужденного относительно обстоятельств осмотра места происшествия не нашли своего подтверждения и судом первой инстанции правильно расценены как данные с целью опорочить доказательства по уголовному делу.

У суда первой инстанции верно не имелось оснований для исключения из обвинения квалифицирующего признака незаконного приобретения боеприпасов, поскольку под незаконным приобретением боеприпасов следует принимать их покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п. Под незаконным хранением боеприпасов следует понимать сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах обеспечивающих их сохранность. В суде первой инстанции достоверно установлено, что боеприпасы были обнаружены сотрудниками полиции в ходе осмотра квартиры по месту проживания осужденного, при его задержании. Причем Мотавкиным В.А. длительное время не делались в правоохранительные органы заявления о наличии у него боеприпасов, с намерением их добровольной выдачи.

Назначенное осужденному наказание соответствует требованиям закона, является справедливым и соразмерным содеянному, чрезмерно суровым не является. Суд учел при назначении наказания характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности виновного. Судом в полной мере учтено наличие смягчающих наказание обстоятельств.  

Исходя из общественной опасности содеянного, обстоятельств совершения преступления, суд обоснованно пришел к выводу о необходимости назначения Мотавкину В.А. наказания в виде реального лишения свободы и об отсутствии обстоятельств, дающих основание для назначения наказания с применением статьи 73 УК РФ, а также для изменения категории преступления по правилам части 6 статьи 15 УК РФ. Выводы суда в этой части надлежащим образом мотивированы в приговоре. Материалы уголовного дела, характеризующие личность осужденного, исследованы полно, всесторонне и объективно.

Вид исправительного учреждения - исправительная колония строгого режима, назначен верно и изменению не подлежит.

Протокол судебного заседания соответствует требованиям статьи 259 УПК РФ, он полно и объективно отражает ход судебного заседания.

Приговор соответствует требованиям статьи 307 УПК РФ, в нем приведены и в достаточной степени мотивированы выводы относительно виновности осужденного, квалификации преступления.

Существенных нарушений уголовно-процессуального закона, неправильного применения уголовного закона, несправедливости приговора, влекущих отмену или изменение приговора, не установлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статей 38913, 38920, 38928, 38933 УПК РФ, суд апелляционной инстанции 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

приговор Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 20 декабря 2018 года в отношении Мотавкина Виталия Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий