Судебный акт
Об устранении нарушений СанПиН, ограждение школы
Документ от 05.02.2019, опубликован на сайте 19.02.2019 под номером 78955, 2-я гражданская, Об обязании устранения нарушений антитеррористической безопасности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Ватрушкина О.А.                                                            Дело № 33а-519/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  5 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения Управления образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 2 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

административное исковое заявление прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетнего возраста удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения Управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципального учреждения администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области по устранению в МОУ Енганаевская средняя школа нарушения требований антитеррористической безопасности, указанного в представлении прокуратуры от 31.07.2018 № 21-01-2018.

Обязать администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области выделить необходимые денежные средства на устранение в МОУ Енганаевская средняя школа нарушения требований антитеррористической безопасности, указанного в представлении прокуратуры от 31.07.2018 № 21-01-2018.

Обязать МОУ Енганаевская средняя школа, муниципальное учреждение Управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области устранить нарушение требований антитеррористической безопасности, указанное в представлении прокуратуры от 31.07.2018 № 21-01-2018, путем установки ограждения по периметру образовательной организации (п.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10).

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя муниципального учреждения Управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области Айнетдиновой Т.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Енганаевская средняя школа, муниципальному учреждению Управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципальному учреждению администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, в котором просил признать незаконным бездействие муниципального учреждения Управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципального учреждения администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области по устранению в МОУ Енганаевская средняя школа нарушений антитеррористической безопасности согласно представлению прокуратуры от 31.07.2018 № 21-01-2018; обязать администрацию МО «Чердаклинский район» Ульяновской области выделить необходимые денежные средства на устранение в МОУ Енганаевская средняя школа установленных нарушений; обязать МОУ Енганаевская средняя школа, муниципальное учреждение Управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области устранить нарушения путем установки ограждения по периметру образовательной организации в соответствии с п.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10).

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения правил пожарной и антитеррористической безопасности в образовательных организациях, расположенных на территории Чердаклинского района, выявлено отсутствие ограждения по периметру здания МОУ Енганаевская средняя школа, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении. Отсутствие ограждения не позволяет предотвратить беспрепятственный доступ посторонних лиц на территорию школы. С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района главе администрации района внесено представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Со стороны муниципального учреждения Управления образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, являющегося учредителем МОУ Енганаевская средняя школа, надлежащих мер по охране жизни и здоровья несовершеннолетних, посещающих школу, не предпринято. Указанное бездействие нарушает права детей на безопасные условия пребывания в образовательной организации, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций во время образовательного процесса.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе муниципальное учреждение Управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда в части признания бездействия Управления образования по устранению нарушений, указанных в представлении прокуратуры от 31.07.2018, поскольку Управлением образования неоднократно направлялись обращения в Управление финансов МО «Чердаклинский район», однако по причине невыделения денежных средств из муниципального бюджета восстановить ограждение не имелось возможности.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чердаклинского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители МОУ Енганаевская средняя школа, администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Одним из условий безопасного осуществления образовательного процесса является необходимость соблюдения санитарных правил и норм к содержанию территории образовательного учреждения, в том числе наличие периметрального ограждения и освещения территории.

Согласно п.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

В соответствии со ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, в том числе обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления

Как следует из п.6.1 ч. 1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе полномочие по участию в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма на территории муниципального района.

Согласно п.3 ч.1 ст.17 данного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению муниципальных учреждений.

Судом установлено, что МОУ Енганаевская средняя школа является общеобразовательным учреждением, которое на основании Устава реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (основные и дополнительные).

В ходе проведенной прокуратурой Чердаклинского района проверки установлено, что по периметру здания Енганаевской средней школы отсутствует ограждение, что отрицательно влияет на безопасность и антитеррористическую защищенность лиц, пребывающих в образовательном учреждении.

Согласно уставу МОУ Енганаевская средняя школа является бюджетным учреждением, учредителем и собственником которого является МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.

В соответствии с уставом МО «Чердаклинский район» Ульяновской области функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет муниципальное учреждение Управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.

Функции и полномочия собственника учреждения в соответствии с уставом МО «Чердаклинский район» Ульяновской области осуществляет муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.

Согласно Положению о муниципальном учреждении Управлении образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области учредителем Управления является муниципальное образование «Чердаклинский район» Ульяновской области в лице администрации района.

Предмет деятельности Управления заключается в обеспечении реализации полномочий администрации района по развитию на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области образования в рамках полномочий, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Цели деятельности Управления заключаются в обеспечении реализации функций администрации по управлению дошкольным, общим и дополнительным образованием на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.

С учетом приведенных норм права суд первой инстанции обоснованно возложил на  МОУ Енганаевская средняя школа и Управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области обязанность по устранению нарушений в виде отсутствия ограждения образовательного учреждения, а на администрацию Чердаклинского района - обязанность по финансированию указанных мероприятий.

Довод Управления образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области в апелляционной жалобе об отсутствии со стороны Управления незаконного бездействия в части невыполнения указанных в представлении прокурора требований п.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку согласно представленным в дело доказательствам данный административный ответчик до июля 2018 года не предпринимал никаких мер к устранению указанных нарушений, хотя в силу возложенных на него обязанностей должен осуществлять контроль за соблюдением подведомственными образовательными учреждениями требований законодательства, в том числе по обеспечению безопасности пребывающих в образовательном учреждении детей, и своевременно принимать меры к устранению таких нарушений.

Принятое по делу решение является правильным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 2 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения Управления образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: