Судебный акт
Об установлении административного надзора
Документ от 12.02.2019, опубликован на сайте 19.02.2019 под номером 78932, 2-я гражданская, об установлении административного надзора в отн.Голикова А.А,, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Макеев И.А.                                                                          Дело № 33а-646/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              12 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Голикова Александра Александровича на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 21 декабря 2018 года, по которому постановлено:

Административное исковое заявление ФКУ «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Ульяновской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Голикова Александра Александровича, *** года рождения, удовлетворить.

Установить административный надзор в отношении Голикова Александра Александровича на срок 6 лет, который подлежит исчислению со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

При административном надзоре в отношении Голикова Александра Александровича установить следующие административные ограничения:

1) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо фактического пребывания поднадзорного лица, в период с 23.00 до 06.00 часов;

2) 4 раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

3) запретить выезд за пределы территории субъекта РФ – Саратовская область;

4) запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.

Заслушав доклад председательствующего, заключение прокурора                Данилова Е.В., полагавшего решением подлежащим изменению, судебная коллегия

 

установила:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Голикову А.А. об установлении административного надзора.

В обоснование иска было указано, что приговором Ленинского районного суда г.Саратова от 19 ноября 2007 Голиков А.А. осужден по п.«г» ч.2 ст.161, ч.2 ст.162, пп.«а», «г» ч.2 ст.161, ч.1 ст. 161, п.«б» ч.2 ст. 131 Уголовного кодекса Российской Федерации с применением ч.3 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы на срок 12 лет 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

С 23 мая 2018 года Голиков А.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области.

За время отбывания наказания административный ответчик допускал нарушения режима содержания, за что привлекался к дисциплинарной ответственности, поставлен на профилактический учет, как склонный к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность и как склонный к систематическому нарушению внутреннего распорядка, зарекомендовал себя с отрицательной стороны, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

С учетом крайне отрицательного поведения Голикова А.А. в местах лишения свободы, тяжести совершенных преступлений  высокой вероятности совершения новых преступлений, при административном надзоре в отношении него должны быть установлены максимальные административные ограничения с целью недопущения рецидива преступления и наиболее эффективного контроля за осужденным после освобождения из мест лишения свободы. 

В иске содержалась просьба об установлении в отношении Голикова А.А. административного надзора сроком на 6 лет с установлением следующих административных ограничений: запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23.00 часов до 06.00 часов; запрещения выезда за пределы территории Саратовской области;  обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 4 раза в месяц; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, участия в них, не носящих общественно-политического характера, а также отдельные публичные мероприятия, а именно митингов, шествий, демонстраций, фестивалей, пикетирования.

В ходе судебного разбирательства ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области уточнено, что основанием установления административного надзора в отношении Голикова А.А. является совершение преступления в отношении несовершеннолетнего.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Голиков А.А. просит об отмене решения.

Жалобу мотивирует несогласием с отрицательной характеристикой его личности, данной исправительным учреждением, что привело к усугублению его положения.

В частности, ссылается на несогласие с наличием у него непогашенных исков в отношении потерпевших по уголовному делу, тогда как на самом деле, иски, которые не были предъявлены к исполнению, он оплатил в добровольном порядке.

Обращает внимание, что в период отбытия наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области он не совершил ни одного нарушения.

Указывает, что имеются основания для смягчения административного надзора.

Представитель ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области в суд апелляционной инстанции не явился, был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Голиков А.А., освобожденный из ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области 11 января 2019 года, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, дополнительных пояснений по ней не представил.

Изложенное дает основание для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения.

По делу установлено, что приговором Ленинского районного суда г.Саратова от 19 ноября 2007 года, с учетом изменений, внесенных кассационным определением Саратовского областного суда от 6 марта 2008 года, Голиков А.А. был признан виновным в совершении преступлений по п.«г» ч.2 ст. 161, ч.2 ст.162, пп.«а», «г» ч.2 ст.161 (три эпизода), ч.1 ст.161, п.«б» ч.2 ст.131 Уголовного кодекса Российской Федерации, с применением ч.3 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы на срок 12 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Постановлением Балашовского районного суда Саратовской области от                 1 декабря 2017 года приговор приведен в соответствие с действующим законодательством и срок наказания Голикову А.А. определен в 12 лет 2 месяца с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

В связи с тем, что Голиков А.А. осужден за совершение тяжкого преступления в отношении несовершеннолетнего, а именно в отношении ***., *** года рождения, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, исправительное учреждение обратилось в суд с настоящим административным иском.

Разрешая данные требования, районный суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления в отношении Голикова А.А. административного надзора.

Вместе с тем, определяя срок административного надзора, суд первой инстанции исходил из того, что Голиков А.А. является лицом, указанным в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», то есть лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, которому административный надзор должен устанавливаться по пункту 2 части 1 статьи 5 этого Федерального закона.

Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может, полагает его неправильным, основанным на неправильном применении норм материального права, что в силу пункта 2 статьи 309, пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет изменение решения в части установленного срока административного надзора.

Согласно части 2 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, либо двух и более преступлений, предусмотренных частью 1 стать 228, частью 1 стать 231, частью 1 статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением преступлений, указанных в части 1 настоящей статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 3 названного Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

4) двух и более преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьей 228.3, частью 1 статьи 231, частью 1 статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 части 3 данной статьи предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если  лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Таким образом, основанием для установления административного надзора является сам факт признания лица, осужденного к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В связи с тем, что приговором суда установлено совершение административным ответчиком умышленных тяжких и особо тяжких преступлений и в период отбывания наказания в местах лишения свободы он был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, основания для установления в отношении него административного надзора у суда первой инстанции имелись.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

В отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, – на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Таким образом, срок административного надзора зависит от того, по какому основанию административный надзор устанавливается.

С учетом того, что основанием для установления административного надзора в отношении Голикова А.А. является признание его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в период отбывания наказания в виде лишения свободы за совершение им тяжких и особо тяжких преступлений, срок административного надзора ему должен быть установлен в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Оснований для определения срока административного надзора по пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» у районного суда не имелось, поскольку то обстоятельство, что один из потерпевших по уголовному делу ***. являлся несовершеннолетним не учитывалось и не было включено  в объективную сторону преступления при квалификации совершенного в отношении него Голиковым А.А. преступления, за которое он был осужден.

Более того, статья 161 Уголовного кодекса Российской Федерации не предусматривает такой квалифицирующий признак.

В главу 20 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против семьи и несовершеннолетних» вмененный Голикову А.А. состав преступления в отношении ***. не входит.

В силу изложенного вывод суда о том, что Голиков А.А. является лицом, совершившим умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего, является ошибочным.

Определяя срок административного надзора, судебная коллегия учитывает обстоятельства совершения административным ответчиком преступлений, их тяжесть, сведения о его личности, его поведения в период отбывания наказания, когда на него накладывалось 57 взысканий, 25 из которых не сняты и не погашены, в том числе, с водворением в штрафной изолятор, отсутствие у него поощрений.

Вопреки доводам апелляционной жалобы доказательств того, что характеристика на Голикова А.А., представленная администрацией колонии, не соответствует действительности, материалы дела не содержат, в том числе в части непогашенных гражданских исков, поскольку из представленной исправительным учреждением справки усматривается, что в бухгалтерии колонии отсутствуют исполнительные листы в отношении Голикова А.А.

При установленных обстоятельствах дела судебная коллегия полагает необходимым определить Голикову А.А. административный надзор на срок 3 года.

Оснований для административного надзора на срок 6 лет не имеется, в связи с чем в удовлетворении административного иска ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области в этом части следует отказать.

Порядок исчисления срока административного надзора судом определен правильно в соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» – со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

При этом судебная коллегия полагает, что у районного суда имелись основания для установления административных ограничений, требуемых исправительным учреждением.

Выводы суда в этой части соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы», разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Все избранные судом административные ограничения тяжести совершенных административным ответчиком преступлений, определены судом с учетом обстоятельств совершения преступления, личности поднадзорного лица.

Сам по себе факт несовершения Голиковым А.А. нарушений установленного порядка отбывания наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области не может повлиять на объем административных ограничений, установленных судом.

Административные ограничения, избранные судом первой инстанции в целях предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лицо, освобождаемое из мест лишения свободы согласуется с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых они вводятся.

Судебная коллегия обращает внимание, что в силу части 2 статьи 9  Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы», разъяснений, данных в пунктах 28, 31 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017           № 15 суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.

Таким образом, Голиков А.А. не лишен права в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора.

 

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 21 декабря 2018 года в части срока административного надзора, установленного Голикову Александру Александровичу изменить.

Установить Голикову Александру Александровичу административный надзор на срок 3 года.

Дополнить решение указанием на частичное удовлетворение административного иска          Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Голикова Александра Александровича – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                            

 

Судьи