Судебный акт
Оспаривание бездействия
Документ от 12.02.2019, опубликован на сайте 18.02.2019 под номером 78930, 2-я гражданская, Об обязании устранения нарушений антитеррористической безопасности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Судья Ватрушкина О.А.                                                                 Дело № 33а-521/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                             12 февраля  2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой Е.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 31 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

административное исковое заявление прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетнего возраста удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения   управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципального учреждения  администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области по обеспечению прав детей-инвалидов на беспрепятственный доступ в  МБОУ Чердаклинская  средняя школа № 1 имени доктора Леонида Михайловича Рошаля.  

Обязать администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области выделить необходимые денежные средства на устранение в  МБОУ Чердаклинская средняя школа № 1 имени доктора Леонида Михайловича Рошаля нарушения, указанного в представлении прокуратуры от 08.06.2018 № 07-01-2018.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чердаклинская  средняя школа № 1 имени доктора Леонида Михайловича Рошаля, муниципальное учреждение управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области оборудовать пандус, обеспечивающий доступ инвалидов, пользующихся креслами-колясками, при входе в здание школы, расположенное по адресу: ***

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора                 Данилова Е.В.,  полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителя муниципального учреждения управления образования   муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области – Айнетдиновой Т.И., подержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Чердаклинского района Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного  круга лиц,  обратился в суд с административным иском к МБОУ Чердаклинская  СШ  № 1, МУ управление образования                              МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципальному учреждению  администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области о признании  незаконным бездействия, обязании устранить нарушения прав детей-инвалидов.

В обоснование заявленных требований указал, что  ходе проведенной  прокуратурой проверки было установлено, что вход в здание МБОУ Чердаклинская  СШ  № 1, расположенное  по адресу: ***  не оборудован пандусом, обеспечивающим доступ инвалидов, пользующихся креслами-колясками.

Прокуратурой  района 08.06.2018  директору МБОУ Чердаклинская СШ № 1  внесено представление, однако до настоящего времени  нарушения не устранены.

В связи с этим просил признать незаконным бездействие муниципального учреждения  управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципального учреждения администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области по обеспечению прав детей-инвалидов на беспрепятственный доступ в МБОУ Чердаклинская СШ  № 1.Обязать администрацию муниципального образования  «Чердаклинский район» Ульяновской области выделить необходимые денежные средства на устранение в  МБОУ Чердаклинская  СШ № 1  нарушения, указанного в представлении прокуратуры от 08.06.2018  № 07-01-2018. Обязать МБОУ Чердаклинская СШ № 1, МУ  управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области оборудовать пандус, обеспечивающий  доступ инвалидов, пользующихся креслами-колясками, при входе в здание школы, расположенное по адресу: ***.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе муниципальное учреждение управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда в части признания бездействия со стороны МУ управление образования МО «Чердасклинский район» Ульяновской области по обеспечению прав детей-инвалидов на беспрепятственный доступ в школу, поскольку предпринимались неоднократные попытки для устранения данного нарушения, но денежные средства не были выделены. В настоящее время МБОУ Чердаклинская СШ  № 1  была отобрана для реализации в 2019 году мероприятий по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (доступной среды). Учредителем и собственником  МБОУ Чердаклинская СШ  № 1  является                             МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чердаклинского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание не явились представители  МБОУ Чердаклинская  СШ  № 1, МУ  администрация  МО «Чердаклинский район» Ульяновской области. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что в ходе прокурорской проверки соблюдения  прав детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры в  МБОУ Чердаклинская СШ  № 1  установлено, что вход в здание по адресу: ***, в котором   находится школа,  не оборудован пандусом для доступа в здание маломобильных групп населения (инвалидов).

Ссылаясь на то обстоятельство, что отсутствие в здании школы пандуса не позволяет обеспечить свободный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в школу, прокурор  Чердаклинского  района Ульяновской  области обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской области,  суд верно определил юридически значимые обстоятельства по делу и пришел к правильному выводу об обоснованности заявленного иска.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона  от 24.11.1995  № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, социально значимые здания, административные здания и сооружения.

Согласно положениям СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденным Приказом Минрегиона России от 27.12.2011         № 605, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам, предусматривается дублирование входных лестниц пандусами или подъемными устройствами.

Таким образом, МБОУ Чердаклинская СШ № 1,  являющееся объектом социальной инфраструктуры, подлежит оборудованию пандусом для обеспечения доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

Также надлежащими ответчиками по делу являются муниципальное учреждение  администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области и муниципальное учреждение управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области. 

В силу п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно пункту 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладает полномочиями, в том числе по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, на администрации МО «Чердаклинский район», как на исполнительном органе местного самоуправления лежит обязанность по финансовому обеспечению  оборудования  пандуса,  обеспечивающего доступ инвалидов, пользующихся креслами-колясками, при входе в здание школы.

Аналогичная обязанность лежит и на муниципальном учреждении   управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, которое в силу п. 1.13 и 1.14 Устава является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственным муниципальным образовательным организациям, находящимся на территории МО «Чердаклинский район» Ульяновской области. В силу 1.14 Устава обладает полномочиями муниципального заказчика на осуществление функций по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для муниципальных нужд в соответствии с  действующим законодательством.

Довод апелляционной жалобы муниципального учреждения управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области об отсутствии бездействия с его стороны ввиду принятия им мер  к устранению имеющегося, не может быть принят во внимание.

Из материалов дела следует, что МБОУ Чердаклинская  СШ № 1 обращалась в МУ управление образования «Чердаклинский район»  по вопросу изыскания денежных средств, в  том числе, на  установку пандуса в декабре 2016 года,  в январе 2017 года,  в марте  2017 года.  Обращение МУ управление образования        МО «Чердаклинский район» Ульяновской области в администрацию                             МО «Чердаклинский район»  Ульяновской области  имело место только в  августе  2018 года.  Доказательств иного  материалы дела не содержат.

Кроме того, МУ управление образования МО «Чердаклинский район»  Ульяновской области в силу возложенных на него обязанностей обязано осуществлять контроль за соблюдением подведомственными ему образовательными учреждениями требований законодательства, в том числе, и в части обеспечения  прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, и своевременно предпринимать меры к устранению указанных нарушений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что  МБОУ Чердаклинская СШ № 1  отобрана  для реализации в 2019 году мероприятий по созданию  в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного  образования детей условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в рамках государственной  программы Российской  Федерации «Доступная среда» на 2011 – 20120 годы,  не могут быть приняты во  внимание, поскольку действующее законодательство не связывает исполнение  обязанности беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры  со сроками, установленными в целевых программах, в то время как отсутствие пандусов существенно нарушает права и интересы инвалидов, гарантирующие создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  судебная коллегия
 

определила:

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от                          31 октября 2018 года оставить без изменения,  апелляционную жалобу муниципального учреждения управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: