Судебный акт
О разработке проекта ЗСО
Документ от 05.02.2019, опубликован на сайте 19.02.2019 под номером 78895, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по соблюдению требований санитарно-эпидимиологического законодательства и возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидимиологических требований, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Жучкова Ю.П.                                                                   Дело № 33а-448/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                5 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 1 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области выразившееся в неопределении источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в деревне Стрелецкая Карсунского района Ульяновской области.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области, выразившиеся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования Вальдиватского сельского поселения Карсунского района Ульяновской области.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области для деревни Стрелецкая Карсунского района Ульяновской области, входящей в состав территории муниципального образования Вальдиватского сельского поселения Карсунского района Ульяновской области в срок до 01.06.2019 определить источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, необходимые для обеспечения населения данного населенного пункта питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области для каждого из населенных пунктов, входящих в состав территории муниципального образования Вальдиватское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области, указанных в статье 4 Устава муниципального учреждения администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области в срок до 01.06.2019 разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Таланяна В.Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия в связи с непринятием мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований.

В обоснование требований административный истец указал, что в ходе проверки МУП «Живая вода», осуществляющего водоснабжение и водоотведение на территории Вальдиватского сельского поселения Карсунского района Ульяновской области, установлено отсутствие проектов зон санитарной охраны на все водозаборные сооружения и водоводы в населенных пунктах сельского поселения.

В д.Стрелецкая водоснабжение населения не организовано, источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не определены.

Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения лежит на административном ответчике, который осуществляет полномочия собственника в отношении водозаборных сооружений на территории района, независимо от того кому и на каком основании переданы данные объекты.

Административный истец просил признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области, выразившееся в неопределении источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в д.Стрелецкая Карсунского района Ульяновской области, а также невыполнении требований санитарно-эпидемиологического законодательства по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Вальдиватского сельского поселения Карсунского района Ульяновской области; возложить на административного ответчика обязанность для д.Стрелецкая Карсунского района Ульяновской области в срок до 01.06.2019 определить источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, необходимые для обеспечения населения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей; для населенных пунктов Вальдиватского сельского поселения Карсунского района Ульяновской области, указанных в статье 4 Устава муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области в срок до 01.06.2019 разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования «Вальдиватское сельское поселение» Карсунского района Ульяновской области, МУП «Живая вода».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Считает администрацию Карсунского района ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по водоснабжению переданы администрации сельского поселения, проверка проводилась в отношении МУП «Живая вода», которое осуществляет водоснабжение на территории Вальдиватского сельского поселения.

Указывает, что судом необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайства администрации об отложении судебного заседания в связи с болезнью представителя, чем нарушена ст.6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, так как администрация была лишена возможности представлять возражения и доказательства по обстоятельствам дела.

Обращает внимание на то обстоятельство, что акт, на который ссылается административный истец, содержит противоречивые сведения, в связи с чем, он не мог быть положен в основу решения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.3, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах сельского поселения водоснабжения и водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Согласно п.28 ч.1 ст.15 данного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В силу ч.1.1 ст.6 названного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (ч.1 ст.55 ВК РФ).

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 №10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02».

Согласно п.1.4 СанПиН зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Пунктом п.1.5 СанПиН установлено, что зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Пункт 1.6 СанПиН предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11).

Согласно пункту 1.13 СанПиН проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Пунктом 3.2.1.1. СанПиН предусмотрено, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

По делу установлено, что в соответствии с уставом муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области в состав Карсунского района входит муниципальное образование Вальдиватское сельское поселение, в котором имеются следующие населенные пункты: с.Вальдиватское, с.Большая Кандарать, с.Малая Кандарать, с.Потьма, д.Стрелецкая, с.Усть-Урень.

На территории сельского поселения централизованное водоснабжение организовано в четырех населенных пунктах и осуществляется из пяти источников водоснабжения.

В с. Вальдиватское водоснабжение осуществляется из каптированного родника «Белый Ключ», расположенного в 300 м западнее с. Вальдиватское.

В с.Усть-Урень – из каптированного родника «Дубрава», расположенного в 7 км. северо-восточнее данного села.

В с.Потьма – из каптированного родника «Елизаровский», расположенного в 700 м северо- западнее центра села.

В с.Большая Кондарать – из двух каптированных родников: «Будаев Ключ», расположенного в центральной части села, и «Заовражный», расположенного в западной части села.

Проекты зон санитарной охраны на все водозаборные сооружения и водоводы в указанных населенных пунктах отсутствуют.

Собственником источников водоснабжения на территории сельского поселения является административный ответчик.

Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 13.02.2015 №35-П ( ред. от 02.12.2015), принятому в соответствии с ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Законом Ульяновской области от 10.03.2011 № 34-ЗО «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами Ульяновской области» утвержден перечень имущества, подлежащего передаче из собственности муниципального образования Вальдиватское сельское поселение Карсунского района в собственность МО «Карсунский район» Ульяновской области, в соответствии с которым в собственность административного ответчика переданы объекты недвижимости, в том числе объекты водоснабжения.

Принимая решение по делу, суд обоснованно возложил на административного ответчика обязанность по определению для населенного пункта – д.Стрелецкая источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также по разработке зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов Вальдиватского сельского поселения, поскольку в силу приведенных норм права решение данных вопросов относится к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района.

Судебная коллегия в соответствии с ч.2 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принимает в качестве доказательств приложенные к апелляционной жалобе копии договора о закреплении муниципального имущества на праве безвозмездного пользования и соглашений о передаче части полномочий, однако довод апелляционной жалобы о передаче части полномочий по водоснабжению администрации Вальдиватского сельского поселения не опровергает правильность принятого по делу решения.

Согласно договору от 26.04.2016 о закреплении муниципального имущества на праве безвозмездного пользования за администрацией МО Вальдиватское сельское поселение передача сельскому поселению в безвозмездное пользование объектов водоснабжения не влечет передачу права собственности на данные объекты.

Соглашения о передаче части полномочий администрации района сельскому поселению также не опровергают установленные судом обстоятельства.

Передача администрацией района поселению на основании соглашения части полномочий по организации водоснабжения и водоотведения в границах поселения, не освобождает административно ответчика от исполнения установленной законом обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологических требований к организации и эксплуатации зон санитарной охраны, находящихся в собственности источников водоснабжения в населенных пунктах сельского поселения, а также определению в населенных пунктах источников водоснабжения, поскольку выполнение данных мероприятий не охватывается условиями соглашения.

То обстоятельство, что факт несоблюдения требований СанПиН выявлен в ходе проверки деятельности эксплуатирующей организации МУП «Живая вода», не свидетельствует об отсутствии у администрации района, являющейся собственником объектов водоснабжения, обязанности по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении находящихся на территории района источников водоснабжения.

Довод административного ответчика о том, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания в связи с болезнью представителя, судебная коллегия считает необоснованным.

Как усматривается из материалов дела, администрация МО «Карсунский район» Ульяновской области была надлежаще извещена судом о рассмотрении настоящего административного дела. Нахождение на больничном (с 30.10.2018 по 02.11.2018) представителя административного ответчика, являющегося юридическим лицом, не препятствовало администрации представить в суд письменные возражения и доказательства по существу спора, а также направить в суд другого представителя, а в отсутствие последнего, заключить соглашение с иным лицом для представления в суде интересов администрации. Кроме того, представитель административного ответчика в суд апелляционной инстанции также не явился и не представил дополнительно доказательств в обоснование своей позиции.

Принятое по делу решение является по существу правильным. Оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 1 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: