Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 05.02.2019, опубликован на сайте 14.02.2019 под номером 78835, 2-я гражданская, об обеспечении медицинскими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                     Дело № 33-690/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                        05 февраля  2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах  Чернухиной Татьяны Александровны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, о возложении обязанности обеспечить   лекарственными  препаратами  удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Чернухину Татьяну Александровну медицинскими изделиями: иглы одноразовые  для  шприц-ручки 30G-31G 8мм № 100 в количестве 0,2 упаковки (20 игл) по выписанным рецептам от 20.07.2018 года, 27.08.2018 года.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора Федечко Ф.И.,  полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского  района города Ульяновска, действующий в интересах  Чернухиной Т.А.  обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, о возложении обязанности обеспечить   лекарственными  препаратами.

Требования мотивировал тем, что Чернухина Т.А. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом С*** д*** *** ***, *** и***.

В связи с постоянным применением Чернухиной Т.А. (в соответствии с назначениями врача-эндокринолога) инсулина она нуждается в постоянном обеспечении иглами к  шприц-ручкам 10 шт. в месяц.

Однако с июля по август 2018 года иглами к шприц-ручкам истица в полном объеме не обеспечивалась.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившееся в необеспечении бесплатно Чернухиной Т.А. в период июль-август 2018 года иглами к инсулиновым шприцам в количестве 20 штук. Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить Чернухину Т.А. за период июль-август 2018  года иглами к инсулиновым шприцам в количестве 20 штук, обратить решение к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника №4».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что необеспечение истицы медицинскими изделиями – иглами одноразовыми для шприц- ручки по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Отмечает, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производится в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Также указывает, что только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

Дополняет, что медицинские показания истицы могут измениться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

Поясняет, что выписывать медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. 

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г. Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Чернухина Т.А., представители ответчика, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из материалов дела, Чернухина Т.А., *** г*** р***,  состоит на диспансерном учете, наблюдается у врача-эндокринолога в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом с*** д*** *** *** с 2005 года, на инсулине с 2010 года, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения.

Нуждается в  медицинских изделиях –иглы одноразовые для шприц-ручки.

20 июля и 27 августа 2018 года лечащим врачом пациенту были выписаны рецепты на получение медицинских изделий – иглы одноразовые для шприц-ручки 30G- 31G 8мм №100 (л.д.8, 10,11).

Указанными медицинскими изделиями истица обеспечена не была.

Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Правительство Российской Федерации утверждает Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с данным  Перечнем правом на бесплатное получение лекарственных средств имеют лица, страдающие сахарным диабетом на лечение данного заболевания.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).

Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1175н.

Чернухина Т.А. в установленном порядке получила рецепты, по которым  в установленный срок не смогла получить медицинские изделия.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерном выводу о том, что нарушенное право Чернухиной Т.А.  на бесплатное обеспечение необходимым медицинским изделием подлежит защите и восстановлению.

Суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению данными  медицинскими изделиями  на Министерство здравоохранении, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П (ред. от 30.01.2017) «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на территории Ульяновской области» установлено, что финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период на данные цели. В связи с этим Министерство организует в пределах своих полномочий мониторинг в утверждаемом им порядке и контроль в соответствии с законодательством за назначением и обеспечением лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу.

Таким образом, обязанность по обеспечению медицинскими изделиями в силу закона возложена на Министерство. То обстоятельство, что Министерство заключило государственный контракт по осуществлению данной услуги с АО «УльяновскФармация», не освобождает ответчика от обязанности по отношению к истице Чернухиной Т.А. Поскольку контракт заключен между Министерством и АО «УльяновскФармация», в договоре определены права и обязанности сторон и ответственность сторон по отношению к  друг другу, тогда как истица не является стороной по договору.

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов и медицинских изделий может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истицы в тех или иных медицинских изделиях.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Чернухину Т.А. медицинскими изделиями по конкретным рецептам врача.

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи: