Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 05.02.2019, опубликован на сайте 14.02.2019 под номером 78834, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Поладова Ю.Е.                                                        Дело № 33-685/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  05 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора Кузоватовского района Ульяновской области в интересах Александриной Клавдии Павловны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами  удовлетворить.

Признать незаконными бездействия Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Александриной Клавдии Павловны лекарственным препаратом «*** по выписанным рецептам от 16.01.2018, 08.02.2018, 19.04.2018, 15.05.2018. 

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Александрину Клавдию Павловну лекарственным препаратом «*** по выписанным рецептам от 16.01.2018, 08.02.2018, 19.04.2018, 15.05.2018. 

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Кузоватовского района Ульяновской области, действуя в интересах Александриной К.П. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Александрина К.П. является инвалидом *** бессрочно, состоит  на диспансерном учете в государственном учреждении здравоохранения (далее – ГУЗ) «Кузоватовская районная больница» с диагнозом х*** г*** н*** м*** в***, м*** п*** т***, с*** ф***, *** с*** с н***  ф*** п***; имеет сопутствующие заболевания: к*** о*** п***, э*** б*** а*** с*** с*** т***, р***; ***, э***; ***, с***; ***; ***; а также имеет осложнения, в том числе ***. В связи с имеющимися заболеваниями истец нуждается в лекарственном  препарате с торговым наименованием *** с международным наименованием  ***, на которые лечащим врачом  выписываются рецепты.  16.01.2018, 08.02.2018, 19.04.2018, 15.05.2018  лечащим врачом ГУЗ «Кузоватовская районная больница»  Александриной К.П. были  выписаны рецепты на лекарственный препарат «***», однако по указанным рецептам лекарственными препаратами истец обеспечена не была. Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области по необеспечению инвалида первой группы Александриной К.П. лекарственным препаратом «***» 30 мг № 28 по рецептам, выписанным ГУЗ «Кузоватовская  районная больница» 16.01.2018, 08.02.2018, 19.04.2018, 15.05.2018 и  обязать ответчика обеспечить Александрину К.П. данным лекарственным препаратом  по выписанным рецептам.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное  выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что необеспечение Александриной К.П. спорными лекарственными препаратами возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по условиям контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться, и Александрина К.П., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Александрина К.П. является инвалидом ***, имеет диагноз: ***, ***; имеет сопутствующие заболевания: ***; ***; ***; ***; а также имеет осложнения, в том числе *** с 19.05.2011, ***, в связи с имеющимися заболеваниями нуждается в приеме лекарственных препаратов.

Лечащим врачом Александриной К.П. 16.01.2018, 08.08.2018, 19.04.2018, 15.05.2018 были выписаны льготные рецепты на лекарственный препарат «***».

Однако Александрина К.П. указанными лекарственными препаратами по названным льготным рецептам обеспечена не была в связи с их отсутствием в аптечной сети.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Александриной К.П. лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Спорные лекарственные препараты включены в соответствующий Перечень лекарственных препаратов на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года № 2323-р.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Александриной К.П. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения, которое действовало на момент рассмотрения спора, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Александрина К.П.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Несостоятельными являются и доводы жалобы об отсутствии оснований для обеспечения истца спорным лекарственным препаратом, поскольку медицинские показания Александриной К.П. могут измениться. Из материалов дела следует, что медикаментозная терапия назначена истцу пожизненно.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи