Судебный акт
О перерасчете пенсии по случаю потери кормильца
Документ от 05.02.2019, опубликован на сайте 14.02.2019 под номером 78833, 2-я гражданская, о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Самсонова Н.В.                                                                          Дело №33-680/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   05 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования заместителя военного прокурора Ульяновского гарнизона в интересах Старкиной Марии Ивановны удовлетворить.

Признать за Старкиной Марией Ивановной право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с  1 октября 2017 года.

Обязать федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» произвести Старкиной Марии Ивановне перерасчет пенсии по случаю потери кормильца за период с  1 октября 2017 года по 22 ноября 2018 года с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и в дальнейшем выплачивать Старкиной Марии Ивановне пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Старкиной М.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Заместитель военного прокурора Ульяновского гарнизона в интересах Старкиной М.И. обратился с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» (далее – ФКУ «ВК Ульяновской области») о признании за Старкиной М.И. права на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1) с 1 октября 2017 года; обязании ответчика произвести Старкиной М.И. перерасчет пенсии по случаю потери кормильца за период с 1 октября 2017 года по настоящее время с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 и в дальнейшем выплачивать Старкиной М.И. пенсию по случаю потери кормильца с учетом такого повышения. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Старкина М.И. с 1 января 2012 года по настоящее время является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации по случаю потери кормильца – супруга С*** П.Е. С*** являлся участником действующей армии СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Пенсия выплачивается Старкиной М.И. без учета повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1. 1 октября 2018 года Старкина М.И. обратилась в ФКУ «ВК Ульяновской области» с заявлением о выплате указанной пенсии с учетом такого повышения, в чем ей незаконно было отказано.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» не соглашается с решением суда, просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального права, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме. Полагает, что при рассмотрении спора суд необоснованно руководствовался подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку последний не относит членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий к ветеранам боевых действий. Законом повышение пенсии устанавливается лицу, которое лично является участником Великой Отечественной войны. Расширительному толкованию данные нормы закона не подлежат. Члены семьи участника Великой Отечественной войны не относятся к лицам, которым пенсия по случаю потери кормильца повышается на 32 процента от расчетного размера пенсии, и в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1. Правила расчета пенсии по случаю потери кормильца установлены ст. 44 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1. Обжалуемым решением суд признал право на льготы, предоставляемые участнику Великой Отечественной войны, за лицом, которое таковым не является, и не имеет документов, подтверждающих данный статус.

В возражениях на жалобу военный прокурор просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора и представителя ответчика, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Старкина М.И. является вдовой С*** П.Е., умершего *** года, являвшегося участником Великой Отечественной войны и получавшего пенсию за выслугу лет с 20 сентября 1970 года по 30 июня 2011 года.

С 1 января 2012 года Старкина М.И. является получателем пенсии по случаю потери кормильца. Какого-либо повышения к пенсии Старкиной М.И. не назначено.

1 октября 2018 года Старкина М.И. обратилась в ФКУ «ВК Ульяновской области» с заявлением об исчислении и выплате назначенной ей пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32 процента, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I.

Письмом ФКУ «ВК Ульяновской области» от 3 октября 2018 года в удовлетворении заявления Старкиной М.И. отказано со ссылкой на то, что повышение пенсии, установленное пунктом «г» статьи 45 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-I, носит личный характер и применяется к самим ветеранам боевых действий и другим категориям граждан, перечисленным в данной статье. Членам семьи ветеранов боевых действий повышение пенсии на 32 процента в соответствии с данным законом не предусмотрено.

Полагая данный отказ ФКУ «ВК Ульяновской области» незаконным, военный прокурор в интересах Старкиной М.И. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей урегулирован Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-I, которым предусмотрены три вида пенсии, две из которых – пенсия по инвалидности и за выслугу лет – получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии – пенсия по случаю потери кормильца, которую получают в соответствии со ст.28 данного Закона семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсии зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст.43 названного Закона, то есть от дохода, который получал сам кормилец.

Федеральным законом от 3 декабря 2007 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в пункт «г» части 1 статьи 45 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-I внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 года, согласно которым назначаемые в соответствии с данным Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 данного Закона.

Из содержания изложенных нормативных положений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на основании пункта «г» части 1 статьи 45 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-I (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2007 года № 319-ФЗ) Старкина М.И. имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на 32 процента.

Доводы, приведенные ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области»  в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи