Судебный акт
О единовременной выплате средств пенсионных накоплений
Документ от 05.02.2019, опубликован на сайте 13.02.2019 под номером 78832, 2-я гражданская, о признании решения УПФ РФ (ГУ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) об отказе в назначении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и обязании выплатить единовременную выплату, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Токунов Д.В.                                                           Дело № 33-640/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   05 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 4 декабря 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Шурчалова Юрия Александровича удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонного) произвести Шурчалову Юрию Александровичу единовременную выплату средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шурчалов Ю.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе  Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе, пенсионный орган) о  возложении обязанности произвести единовременную выплату средств пенсионных накоплений. В обоснование иска указал, что 3 декабря 2015 года на основании п.6 ч.1 ст.32  Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ему назначена страховая пенсия по старости со снижением возраста на 5 лет 8 месяцев: на 2 года 8 месяцев - в связи с работой в районах Крайнего Севера, на 3 года - в связи с проживанием в зоне со льготным социально-экономическим статусом. После назначения пенсии он обращался в пенсионный орган по вопросу единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, в чем ему было отказано и разъяснено, что право на получение указанной выплаты у него возникнет по достижении возраста 57 лет. После достижения *** 2018 года указанного возраста он вновь обратился в ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе по вопросу единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, на что ему было отказано со ссылкой на то, что он не достиг возраста 60 лет. С отказом в выплате денежных средств он не согласен. Просил признать решение ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе от 9 октября 2018 года об отказе в назначении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений незаконным, обязать ответчика назначить и выплатить единовременную выплату средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе не соглашается с решением суда, просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального права, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (далее – Федеральный закон № 360-ФЗ) у Шурчалова Ю.А., являющегося получателем государственной пенсии по старости, право на получение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений возникнет по достижении общеустановленного пенсионного возраста 60 лет. По мнению автора жалобы, суд неверно истолковал положения закона и пришел к выводу о том, что с 3 декабря 2018 года у истца возникает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 32 Федерального закона №360-ФЗ, а потому истец имеет право на выплату средств пенсионных накоплений. Не оспаривая право Шурчалова Ю.А. на страховую пенсию, ответчик просит учесть, что в соответствии с п. 11 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» перевод с одного вида страховой пенсии на другой, производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида пенсии на другой, но не ранее дня приобретения права на страховую пенсию. Суд не учел, что Шурчалов Ю.А. является получателем государственной пенсии и с заявлением о переводе на страховую пенсию не обращался. На момент обращения 5 октября 2018 года с заявлением о единовременной выплате средств пенсионных накоплений истец еще не приобрел право на назначение страховой пенсии.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 3 декабря 2015 года Шурчалов Ю.А. является получателем пенсии на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-Ф) и Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Указанная пенсия назначена Шурчалову Ю.А. со снижением возраста на 5 лет 8 месяцев: на 2 года 8 месяцев – в связи с работой в районах Крайнего Севера, на 3 года – в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

5 октября 2018 года Шурчалов Ю.А. обратился в ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе с заявлением о единовременной выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета.

Решением ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе *** от 9 октября 2018 года истцу отказано в единовременной выплате средств пенсионных накоплений в связи с отсутствием права на указанную выплату.

Полагая отказ ответчика в единовременной выплате средств пенсионных накоплений незаконным, Шурчалов Ю.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о возложении на ответчика обязанности произвести Шурчалову Ю.А. единовременную выплату средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона № 360-ФЗ установлено, что единовременная выплата осуществляется следующим категориям застрахованных лиц:

1) лицам, получающим страховую пенсию по инвалидности или страховую пенсию по случаю потери кормильца либо получающим пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели право на установление страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа и (или) величины индивидуального пенсионного коэффициента, предусмотренной частью 3 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ, - по достижении возраста, указанного в части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ (п. 1 ч. 1 ст. 4 в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ, действовавшей до 1 января 2019 года);

2) лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ, и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», - при возникновении права на установление страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) (п. 2 ч. 1 ст. 4 в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ, действовавшей до 1 января 2019 года).

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ накопительная пенсия назначается застрахованным лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно, в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, если размер накопительной пенсии составляет более 5 процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии. Если размер накопительной пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии, застрахованные лица, указанные в статье 4 Федерального закона № 360-ФЗ, имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у истца права на единовременную выплату средств пенсионных накоплений, поскольку на момент вынесения обжалуемого судебного решения (с 3 декабря 2018 года) у Шурчалова Ю.А. возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ (в связи с работой в районах Крайнего Севера).

Как указывает ответчик в жалобе, право истца на назначение досрочной страховой пенсии Шурчалова Ю.А. он не оспаривает.

Настаивая на отмене судебного решения, пенсионный орган указывает, что Шурчалов Ю.А. является получателем государственной пенсии и с заявлением о переводе с одного вида пенсии на другой не обращался.

Однако, из буквального толкования п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 360-ФЗ следует, что закон связывает право лица на единовременную выплату средств пенсионных накоплений с размером накопительной части пенсии и с возникновением самого права на назначение страховой пенсии по старости, в том числе досрочно, то есть, по смыслу закона, такая пенсия необязательно должна быть назначена.

Тот факт, что на момент обращения с заявлением о единовременной выплате средств пенсионных накоплений (5 октября 2018 года) Шурчалов Ю.А. еще не приобрел право на назначение страховой пенсии досрочно, основанием к отмене судебного решения не является, так как суд не признал решение ответчика от 9 октября 2018 года об отказе в назначении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений незаконным, а обязал пенсионный орган произвести Шурчалову Ю.А. выплату таких средств.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 4 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонного)  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи