Судебный акт
Антитеррористические мероприятия в школе
Документ от 05.02.2019, опубликован на сайте 21.02.2019 под номером 78804, 2-я гражданская, Об обязании устранения нарушений антитеррористической безопасности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ватрушкина О.А.                                                     Дело № 33а-520/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            5 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  муниципального учреждения   управления образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 31 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

Административное исковое заявление прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетнего возраста   удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения   управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципального учреждения  администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области по устранению в  МОУ Калмаюрская  средняя   школа  имени Д.И. Шарипова нарушения требований антитеррористической  безопасности, указанного в представлении прокуратуры от 30.08.2018 года № 21-01-2018.

Обязать администрацию муниципального образования   «Чердаклинский район» Ульяновской области выделить  необходимые  денежные средства на устранение в  МОУ Калмаюрская  средняя   школа  имени Д.И.Шарипова нарушения требований антитеррористической  безопасности, указанного в представлении прокуратуры от 30.08.2018 года № 21-01-2018.

Обязать муниципальное общеобразовательное  учреждение Калмаюрская средняя   школа  имени Д.И. Шарипова, муниципальное учреждение   управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области устранить нарушение требований антитеррористической  безопасности, указанного в представлении прокуратуры от 30.08.2018 года № 21-01-2018, путем установки ограждения по периметру образовательной организации (п.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10).

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя управления образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области Айнетдиновой Т.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора Сальникова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетнего возраста к муниципальному  общеобразовательному учреждению Калмаюрская средняя школа имени  Д..И. Шарипова, муниципальному учреждению   управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципальному учреждению  администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области о признании  незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористической безопасности.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было выявлено, что   по периметру здания  МОУ Калмаюрская  средняя школа нарушена целостность ограждения, что  отрицательно  сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих  в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта. Отсутствие ограждения  не позволяет  предотвратить беспрепятственный доступ  посторонних лиц на территорию школы.

Прокуратурой района главе администрации 30.08.2018 внесено представление  №21-01-2018. Однако нарушения  до настоящего времени не устранены.

В связи с этим прокурор просил признать незаконным бездействие муниципального учреждения   управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципального учреждения  администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области по устранению в  МОУ «Калмаюрская  средняя   школа  имени  Д.И. Шарипова» нарушения антитеррористической  безопасности, указанного в представлении прокуратуры от 30.08.2018 года № 21-01-2018. Обязать администрацию муниципального образования   «Чердаклинский район» Ульяновской области выделить  необходимые  денежные средства на устранение в  МОУ «Калмаюрская  средняя   школа  имени Д.И. Шарипова» нарушения антитеррористической  безопасности, указанного в представлении прокуратуры от 30.08.2018 года № 21-01-2018. Обязать муниципальное общеобразовательное  учреждение «Калмаюрская  средняя   школа  имени Д.И. Шарипова», муниципальное учреждение   управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области устранить нарушение антитеррористической  безопасности, указанного в представлении прокуратуры от 30.08.2018 года № 21-01-2018 путем установки ограждения по периметру образовательной организации (п.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе муниципальное учреждение   управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области просит отменить решение суда в части признания незаконным его бездействия по устранению в  МОУ Калмаюрская  средняя   школа  имени Д.И. Шарипова нарушения требования антитеррористической  безопасности, указанного в представлении прокуратуры от 30.08.2018 № 21-01-2018, возложении обязанности на муниципальное учреждение управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области обязанности  устранить нарушение требования антитеррористической безопасности, указанного в представлении прокуратуры от 30.08.2018 № 21-01-2018, путем установки ограждения по периметру образовательной организации (п.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10).

В обоснование жалобы указывает на то, что до принятия судом решения Управление образования Чердаклинского района предпринимались неоднократные попытки к устранению данного нарушения (устные и письменные обращения в МУ управление финансов МО «Чердаклинский район»), которые не были устранены по причине невыделения денежных средств из муниципального бюджета. Таким образом, бездействие со стороны Управления образования Чердаклинского  района отсутствует.

Также указывает на то, что учредителем и собственником МОУ Калмаюрская СШ является МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, которое осуществляет финансовое обеспечение образовательного учреждения. Школа объективно не могла устранить нарушения ввиду отсутствия финансирования.

Учитывая, что основной причиной неустранения нарушений является отсутствие финансирования, исполнение решения суда управлением образования Чердаклинского района и образовательным учреждением в части установки ограждения школы возможно только после выделения соответствующих денежных средств. Таким образом, исполнение решения ставится в зависимость от исполнения части решения другим учреждением и является фактически неисполнимым для них в 5-дневынй срок. Вместе с тем неисполнение решения в указанный срок может привести к взысканию исполнительного сбора в размере 50 000 руб., а  также основанием для привлечения указанных учреждений и их должностных лиц к административной ответственности.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание не явились представители МОУ  Калмаюрская  средняя   школа  имени Д.И. Шарипова, муниципального учреждения  администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что по периметру здания  МОУ Калмаюрская  средняя школа имени Д.И. Шарипова  нарушена целостность ограждения, что является нарушением п. 3.1, п. 3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил круг ответчиков по делу.

МОУ Калмаюрская  средняя   школа  имени Д.И. Шарипова является самостоятельным юридическим лицом. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (п.1).

Согласно пункта 15 ч. 3 указанной статьи к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В связи с  этим образовательное учреждение является надлежащим ответчиком по делу в части устранения нарушения целостности ограждения здания. 

Также надлежащими ответчиками по делу будут являться муниципальное учреждение  администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области и муниципальное учреждение управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области. 

В силу п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно пункту 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладает полномочиями, в том числе по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, на администрации МО «Чердаклинский район», как на исполнительном органе местного самоуправления лежит обязанность по финансовому обеспечению восстановления целостности ограждения школы.

Аналогичная обязанность лежит и на муниципальном учреждении   управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, которое в силу п. 1.13 и 1.14 Устава является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственным муниципальным образовательным организациям, находящимся на территории МО «Чердаклинский район» Ульяновской области. В силу 1.14 Устава обладает полномочиями муниципального заказчика на осуществление функций по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для муниципальных нужд в соответствии с  действующим законодательством.

Довод апелляционной жалобы о возможных отрицательных последствиях для муниципального учреждения управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области и МОУ Калмаюрская  средняя   школа  имени Д.И. Шарипова  в виде привлечения их к административной ответственности за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя, а также взыскания исполнительского сбора за неисполнение решения суда в случае отсутствия финансирования со сторона администрации МО «Чердаклинский район», не подлежат рассмотрению в настоящем деле. Обоснованность привлечения к административной ответственности, а также обоснованность взыскания исполнительского сбора могут быть оценены судом, соответственно, в рамках КоАП РФ и в рамках дела об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Довод апелляционной жалобы муниципального учреждения управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области об отсутствии бездействия с его стороны ввиду принятия им мер  к устранению имеющегося нарушения (устные и письменные обращения в МУ управление финансов МО «Чердаклинский район»), не может быть принят во внимание.

Из материалов дела следует, что МОУ Калмаюрская  средняя   школа  имени Д.И. Шарипова обращалась в МУ управление образования МО «Чердаклинский район»  по вопросу изыскания денежных средств, в  том числе, на восстановление ограждения школы в ноябре 2017 года. Обращение МУ управление образования МО «Чердаклинский район» в администрацию МО «Чердаклинский район»  имело место только в апреле 2018 года.

Кроме того, МУ управление образования МО «Чердаклинский район» в силу возложенных на него обязанностей обязано осуществлять контроль за соблюдением подведомственными ему образовательными учреждениями требований законодательства, в том числе, и в части обеспечения безопасности пребывающих в образовательном учреждении детей, и своевременно предпринимать меры к устранению указанных нарушений.

Учитывая, что принятое по делу решение соответствует положениям действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 31 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения   управления образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: