Судебный акт
Оспаривание решения жилищной комисссии
Документ от 05.02.2019, опубликован на сайте 21.02.2019 под номером 78803, 2-я гражданская, о признании заключения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                          Дело № 33а-488/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             5 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 октября 2018, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора   Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Признать заключение межведомственной комиссии от 26.07.2018 №39 незаконным.

Обязать администрацию города Ульяновска принять решение, предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Сальникова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Гараева Н.В. к администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, возложении обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В обоснование административного иска указал, что 18.06.2018 Департаментом жилищной политики и регионального жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области по результатам обследования  жилого помещения, расположенного по адресу: ***, было составлено заключение о его непригодности для проживания. Заключение и акт в порядке, установленном п. 42 Положения, были направлены в администрацию г.Ульяновска для рассмотрения и принятия соответствующего решения межведомственной комиссией. По результатам рассмотрения указанных документов межведомственной комиссией принято заключение от №39 от 26.07.2018 об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания.  Вместе с тем, указанное заключение не мотивировано, противоречит представленным на рассмотрение документам.

В связи с этим прокурор просил признать заключение межведомственной комиссии от 26.07.2018 №39 незаконным, обязать администрацию города Ульяновска принять решение, предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает на то, что порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Положением предусмотрено, что именно межведомственная комиссия, но не орган государственной власти либо орган местного самоуправления принимает заявления, рассматривает их и принимает по ним решения. Решения межведомственной комиссии после их принятия доводятся до сведения органа государственной власти либо органа местного самоуправления, в том числе и до заявителя.

Указывает на то, что в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования, но это является правом, а не обязанностью комиссии.

Оценку технического состояния строительных конструкций может провести только специализированная организация. Межведомственная  комиссия рассматривает только поступившие документа, а не обеспечивает предоставление документов для рассмотрения.

Полагает, что все требования, предусмотренные Положением, межведомственной комиссией были выполнены. Заключение межведомственной комиссии от 26.07.2018 №39 является законным и обоснованным.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание участники процесса, за исключением прокурора, не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Гараеву Н.В. принадлежит 54/100 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ул. Автозаводская, 29-5 в г.Ульяновске, 46/100 долей в праве на указанную квартиру находятся в муниципальной собственности. В указанной квартире проживает также мать Гараева Н.В. – *** Гараев Н.В. является инвалидом 3 группы.

18.06.2018 Министерством на основании обращения *** поступившего из прокуратуры Засвияжского района г.Ульяновска, был проведен осмотр жилого помещения *** г.Ульяновска, по результатам которого составлен акт обследования  от 18.06.2018, а также заключение «О признании жилого помещения в многоквартирном доме непригодными для проживания».

Согласно указанному акту в квартире имеются прогибы штукатурного слоя на потолке кухни; наличие трещин на штукатурно-окрасочном слое стен и потолка на кухне, в ванной комнате; ненадлежащее содержание оконных блоков - неплотность   по периметру оконных коробок, разрушение окрасочного слоя, ветхость; ненадлежащее содержание дверных коробок входной группы - неплотность по периметру дверных коробок, разрушение окрасочного слоя, ветхость, загнивание; имеется уклон, зыбкость, разрушение половых досок.

Данное заключение и акт обследования направлены в администрацию города Ульяновска для принятия соответствующего решения межведомственной комиссией.

По результатам рассмотрения указанных документов 26.07.2018 межведомственной комиссией принято заключение №39 об отсутствии оснований для признания жилого помещения по *** непригодным для проживания.

При рассмотрении дела суд первой инстанции, проанализировав Положение  о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, пришел к обоснованному выводу о незаконности заключения межведомственной комиссии № 26.07.2018 №39. 

Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Пунктом 44 Положения предусмотрена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям. Установлено, что решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование многоквартирного дома (подпункт «г» п. 45 Положения).

В соответствии с п. 46 Положения  в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Из материалов дела следует, что в основу заключения межведомственной комиссии положены представленные Департаментом документы: акт обследования многоквартирного жилого дома от 18.06.2018 и заключение от 18.06.2018 о признании многоквартирного жилого дома непригодным для проживания. Вместе с тем принятое межведомственной комиссией заключение противоречит вышеприведенным документам. При этом мотивы, по которым межведомственной комиссией принято данное заключение,  не приведены. Дополнительное обследование дома не проводилось. При этом судебная коллегия отмечает, что с заявлением о принятии решения в отношении многоквартирного дома обратился Департамент жилищной политики и регионального жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, от которого межведомственная комиссия не вправе требовать предоставления каких-либо дополнительных документов.

Довод апелляционной жалобы о том, что назначение дополнительных исследований является правом, а не обязанностью межведомственной комиссии, не может быть принят во внимание. В данном случае 4 из 8 квартир  в указанном доме находятся в муниципальной собственности. В связи с  этим межведомственная комиссия при недостаточности представленных документов могла самостоятельно назначить проведение дополнительного обследования в отношении спорного дома.     

Довод апелляционной жалобы о том, что администрация г.Ульяновска не является надлежащим ответчиком по делу, является несостоятельным.

Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В данном случае межведомственная комиссия утверждена постановлением администрации г.Ульяновска от 29.06.2017 № 1577, не является юридическим лицом, а представляет собой коллегиальный орган, созданный администрацией г.Ульяновска. Таким образом, ответственность за принятие указанным коллегиальным органом решения несет именно администрация г.Ульяновска.

Учитывая, что принятое по делу решение соответствует положениям действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 2 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: