Судебный акт
Оспарвание решения конкурсной комиссии
Документ от 29.01.2019, опубликован на сайте 19.02.2019 под номером 78748, 2-я гражданская, о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 09.06.2018 в части определения и регитсрации в качестве кандидата на должность главы города С.С. Панчина, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Фролов В.В.                                                                        Дело № 33а-308/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       29 января 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Сага Лидии Владимировны – Сага Анатолия Георгиевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении административных исковых требований индивидуального предпринимателя Сага Лидии Владимировны к Ульяновской Городской Думе, конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 09.06.2018 года №8 в части определения и регистрации в качестве кандидата на должность главы города Ульяновска С.С. Панчина отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя Сага Л.В. – Сага А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Ульяновской Городской Думы Горюнова А.П., просившего решение суда оставить без изменения,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

индивидуальный предприниматель Сага Л.В. обратилась в суд с административным иском к Ульяновской Городской Думе, конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 09.06.2018  №8 в части определения и регистрации в качестве кандидата на должность главы города Ульяновска Панчина С.С.

В обоснование требований указала, что решением конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность глава муниципального образования «город Ульяновск» от 09.08.2018 № 8 кандидатами на должность главы муниципального образования «город Ульяновск» определены и отобраны следующие претенденты: Панчин С.С., Туровер Ф.С.

Полагает, что претендент Панчин С.С. не соответствует требованиям законодательства для избрания на должность главы города Ульяновска, поскольку в течение длительного времени совершал противоправные деяния в отношении административного истца, противоправность которых подтверждена решениями судов, вступившими законную сил, создавал препятствия в ведении предпринимательской деятельности. В связи с  этим решение конкурсной комиссии от 09.06.2018 № 8, в результате которого Панчин С.С. был отобран кандидатом на должность главы муниципального образования «город Ульяновск», не соответствует существующему законодательству, нарушает права и законные интересы административного истца, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, а также реализации конституционных прав.

Считает также, что члены конкурсной комиссии устранились от совершения действий, возложенных на них решениями УГД. Их роль была сведена исключительно к голосованию. Из предоставленных копий документов следует, что конкурс не проводился, личность и деятельность кандидата на должность главы города Панчина С.С.  конкурсной комиссией фактически не рассматривались, оспариваемое решение конкурсной комиссии ничем не обосновано.

В связи с этим истец просил суд признать незаконным решение конкурсной комиссии от 09.06.2018 №8 по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «город Ульяновск» в части определения и регистрации в качестве кандидата на должность главы города Панчина С.С.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Сага Л.В. – Сага А.Г. просит об отмене решения суда. Указывает на то, что конкурсная комиссия принимала решение формально. При рассмотрении кандидатуры Панчина С.С. не были приняты во внимание его противоправные действия в отношении истца, подтвержденные многочисленными судебными решениями. Данная информация была направлена в адрес одного из членов комиссии  Чепухина А.В., являющегося председателем Общественной палаты Ульяновской области. Однако он не довел указанную информацию до членов конкурсной комиссии. Указанной информацией также обладал руководитель Ульяновской Городской Думы Ножечкин И.В., который также отказался давать какую-либо оценку деяниям Панчина С.С.

Суд не принял во внимание размещенные в открытом доступе публичные высказывания Панчина С.С., которые содержат признаки уголовно наказуемых деяний.

Также судом не учтен факт представления Панчиным С.С. неполного пакета документов, что делает незаконным допуск его к конкурсу.

Протокол заседания комиссии от 09.06.2018 по проведению конкурса составлен заинтересованными лицами, не отражает хода обсуждения претендентов, составлен под копирку в отношении всех претендентов, в связи с чем не может служить доказательством по делу.  В ходе указанного заседания не была проведена проверка знания Панчиным С.С. законодательства и практического его применения.

Не согласен с выводом суда об отсутствии у конкурсной комиссии полномочий самостоятельно собирать и истребовать какую-либо информацию в отношении претендента на должность.   Данный вывод противоречит Порядку проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «город Ульяновск» и требований к профессиональному образованию и профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления Главой муниципального образования «город Ульяновск», утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 08.05.2018 года №46.

Сам Порядок проведения конкурса содержит значительное количество коррупционных факторов, делающих оспариваемое истцом решение незаконным, так как не позволяет определить, по каким критериям, кроме личных симпатий, наихудший, по мнению истца, претендент, одержал победу в конкурсе.

Суд необоснованно отказал в приобщении к делу видеозаписи выступления Панчина С.С., в котором он публично признает совершение им деяний, имеющих признаки уголовного преступления (ч. 3 ст. 294, ч. 2 ст. 286 УК РФ), а именно, об имеющемся у него опыте изъятия земельных участков у собственников путем внепроцессуального вмешательства в деятельность суда.  

Указывает на то, что суд рассмотрел требования истца как оспаривание ненормативного акта.  Вместе с тем вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Ульяновской области подтверждено, что решение конкурной комиссии является нормативным правовым актом.  Таким образом, судом допущено нарушение норм процессуального законодательства.

Суд при рассмотрении дела не обеспечил равенство прав участников процесса, поскольку не предпринял мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела, а наоборот всячески препятствовал  в получении истцом указанных доказательств путем отказа в удовлетворении заявленных им ходатайств.  

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Ленинского района г.Ульяновска Сергунин А.Е., а также представитель Ульяновской Городской Думы просят оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. 

В судебное заседание не явились  Сага Л.В., Панчин С.С., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.1 ч.2 данной статьи Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации

Согласно п.1 ст.2 Закона Ульяновской области от 07.07.2014 №100-ЗО (ред. от 25.12.2017) «О правовом регулировании отдельных вопросов организации местного самоуправления в Ульяновской области» (принят ЗС Ульяновской области 26.06.2014) в соответствии с ч.2 ст.36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава городского округа Ульяновской области избирается представительным органом городского округа Ульяновской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Решением Ульяновской Городской Думы от 08.05.2018 года №46 утвержден Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «город Ульяновск» и требований к профессиональному образованию и профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления Главой муниципального образования «город Ульяновск» полномочий по решению вопросов местного значения городского округа (Порядок).

Данный Порядок устанавливает процедуру проведения конкурса по отбору кандидатур на муниципальную должность Главы муниципального образования «город Ульяновск», в том числе условия участия в конкурсе, а также порядок формирования, состав и полномочия комиссии по проведению конкурса (далее - конкурсная комиссия), порядок объявления конкурса и представления документов для участия в конкурсе, порядок рассмотрения кандидатов на должность Главы города Ульяновской Городской Думой в процессе его избрания (п.1.1).

Целью проведения конкурса является отбор на альтернативной основе не менее двух кандидатов на должность Главы города из числа претендентов, соответствующих установленным федеральным законом, законом Ульяновской области и решением Ульяновской Городской Думы требованиям к лицам для избрания на указанную должность, способных по своим личностным и деловым качествам осуществлять полномочия высшего должностного лица муниципального образования «город Ульяновск», являющегося руководителем администрации города Ульяновска, по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения городского округа и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Ульяновской области (п.1.2).

Для организации и проведения конкурса формируется конкурсная комиссия. Конкурсная комиссия состоит из 10 членов.

При формировании конкурсной комиссии: половина ее членов назначается Ульяновской Городской Думой; половина ее членов назначается Губернатором Ульяновской области (п. 2.1).

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Решение о начале формирования конкурсной комиссии принимается Ульяновской Городской Думой одновременно с принятием решения о проведении конкурса, в случаях, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3.1 настоящего Порядка, публикуется в газете «Ульяновск сегодня» и размещается на официальном сайте Ульяновской Городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позднее трех рабочих дней со дня его принятия, а также может быть размещено в тот же срок в иных средствах массовой информации.

Решение Ульяновской Городской Думы о начале формирования конкурсной комиссии должно содержать сведения о начале процедуры формирования конкурсной комиссии, сроках внесения кандидатур и месте приема документов для назначения Ульяновской Городской Думой членов конкурсной комиссии.

Решение Ульяновской Городской Думы о начале формирования конкурсной комиссии не позднее следующего рабочего дня после его принятия направляется Губернатору Ульяновской области с ходатайством о назначении им 5 членов конкурсной комиссии.

Порядком также определен перечень документов, подаваемых для участия в конкурсе. Среди них, в том числе, собственный проект основных направлений социального и экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» на срок полномочий Главы города, а также предполагаемая схема организации управления администрацией города Ульяновска, ее отраслевыми (функциональными), территориальными и иными подразделениями с приложением проекта структуры администрации города Ульяновска. При этом согласно п. 3.6 Порядка указанные документы представляются в запечатанном и подписанном лицом, изъявившим желание участвовать в конкурсе, непрозрачном конверте и подлежат вскрытию конкурсной комиссией на ее заседании при проведении конкурса.

В соответствии с п.п.1.3, 2.10, 4.1-4.4 Порядка проведения конкурса, конкурсная комиссия организует проведение и проводит конкурс по отбору кандидатов на должность Главы города, в ходе которого критериями оценки лица, претендующего на замещение должности Главы города, являются, в том числе, полнота знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Ульяновской области, законов Ульяновской области и иных нормативных правовых актов Ульяновской области, Устава и иных муниципальных правовых актов муниципального образования «город Ульяновск» в объеме, необходимом для исполнения полномочий Главы города Ульяновска в его статусе, закрепленном Уставом муниципального образования «город Ульяновск»; опыт работы и (или) службы (уровень и диапазон решавшихся задач), в том числе на должностях муниципальной и (или) государственной службы; стаж (количество лет) на должностях муниципальной и (или) государственной службы, на государственных и муниципальных должностях. Оценка осуществляется в форме собеседования конкурсной комиссией с претендентами, допущенным к участию в конкурсе по результатам заслушивания представленных собственных программ социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» на период полномочий Главы города, предполагаемой схемы организации управления администрацией города Ульяновска, её отраслевыми (функциональными), территориальными и иными подразделениями с приложением проекта структуры администрации города Ульяновска.

Из материалов дела следует, что решением Ульяновской Городской Думы от 10.05.2018 №54 был объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «город Ульяновск», определены: место проведение конкурса – здание администрации города Ульяновска; дата и время его проведения – 09.06.2018 в 10 часов 00 минут (по местному времени); место и срок приема документов для участия в конкурсе –в здании администрации г. Ульяновска с 13.00 часов 17.05.2018 по 17.00 часов 31.05.2018 (по местному времени); указано время и место работы данной комиссии.

10.05.2018 Ульяновской Городской Думой вынесено решение №55 о начале формирования состава конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «город Ульяновска», согласно которому депутатам Ульяновской Городской Думы пятого созыва предложено внести исполняющему обязанности Председателя Ульяновской Городской Думы предложения по кандидатурам для назначения Ульяновской Городской Думой пяти членов конкурсной комиссии в срок до 15.05.2018 включительно, с указанием места приема документов. Тест решения направлен Губернатору Ульяновской области.

Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 15.05.2018 №391-р назначены 5 членов конкурсной комиссии.

Решением Ульяновской Городской Думы от 16.05.2018 №58 назначены еще 5 членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «город Ульяновск».

Вышеуказанные решения были опубликованы в газете «Ульяновск сегодня», а также размещены на официальном сайте Ульяновской Городской Думы в информационно телекоммуникационной сети «Интернет».

17.05.2018 было проведено заседание конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «город Ульяновск», в ходе которого по результатам голосования была утверждена форма журнала приема документов для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «город Ульяновск», а также назначена дата заседания конкурсной комиссии по вопросу рассмотрения документов для участия в конкурсе на 05.06.2018 года в 09.00 часов.

05.06.2018 состоялось заседание конкурсной комиссии №2, в ходе которого  единогласным большинством голосов Панчин С.С. был допущен к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «город Ульяновск».

09.06.2018 состоялось заседание конкурсной комиссии № 4 по проведению конкурса и определению его результатов. Для участия в указанном заседании из семи зарегистрированных претендентов явилось пять. В ходе заседания явившиеся  претенденты, в том числе и Панчин С.С., представили проекты основных направлений социального и экономического развития муниципального образования «город Ульяновск», схемы организации управления администрацией города Ульяновска, ее отраслевыми (функциональными), территориальными и иными подразделениями.

На итоговом заседании конкурсной комиссии от 09.06.2018  №5 путем  тайного голосования кандидатами на должность Главы муниципального образования «город Ульяновск» избраны два кандидата – Панчин С.С. и Туровер Ф.С.

09.06.2018 конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «город Ульяновск» принято решение от №8 о признании конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «город Ульяновск» состоявшимся. Претенденты – Панчин С.С. и Туровер Ф.С. определены и зарегистрированы кандидатами на данную должность.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на заседании Ульяновской Городской Думы от 15.06.2018 из представленного конкурсной комиссией числа кандидатов, на основании результатов тайного голосования депутатов, Главой города Ульяновска был избран Панчин С.С.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что Панчин С.С. обоснованно был допущен конкурной комиссией к участию в конкурсе по отбору кандидатов на должность Главы города Ульяновска и впоследствии избран одним из кандидатов на указанную должность.

Довод апелляционной жалобы о том, что Панчиным С.С. был представлен не полный пакет документов, а именно: не представлена предполагаемая схема организации управления администрацией города Ульяновска, ее отраслевыми (функциональными), территориальными и иными подразделениями с приложением проекта структуры администрации города Ульяновска, является несостоятельным. 

Данный довод опровергается выпиской из журнала приема документов для участия в конкурсе по отбору кандидатов на должность Главы МО «город Ульяновск», в котором отмечено предоставление Панчиным С.С. в запечатанном конверте указанного документа, а также видеозаписью заседания Комиссии по отбору кандидатов,  которая подтверждает факт вскрытия запечатанного конверта с указанным документом. На данном заседании был заслушан доклад Панчина С.С., члены комиссии задавали ему вопросы. Таким образом, конкурсная комиссия имела возможность убедиться в соответствии Панчина С.С. требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность Главы города Ульяновска.

Решение о допуске Панчина С.С. к участию в проведении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «город Ульяновск», а также утверждении его одним из кандидатов на указанную должность  принято уполномоченным органом при соблюдении порядка принятия соответствующего решения.

Несогласие истца с результатами конкурса не может являться достаточным основанием для удовлетворения его административного иска.

Представленные истцом решения судов по спорам между ИП Сага Л.В. и администрацией г.Ульяновска по возникшим в ходе осуществления Сага Л.В. предпринимательской деятельности не свидетельствуют о  не соответствии Панчина С.С.  требованиям законодательства для избрания на должность главы города Ульяновска.

Довод истца о нарушении процессуального законодательства при рассмотрении дела, является необоснованным. Исковые требования правомерно рассмотрены судом в порядке главы 22 КАС РФ. 

Остальные доводы истца были предметом исследования суда первой инстанции. В решении суда им дана юридическая оценка, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Сага Лидии Владимировны – Сага Анатолия Георгиевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: