Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 29.01.2019, опубликован на сайте 19.02.2019 под номером 78675, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                                Дело №33-485/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      29 января 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,       

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора  Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Галикеева Шамиля Миргалиевича,  удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Галикеева Шамиля Миргалиевича  лекарственным препаратом  «кетостерил» №100 в количестве 20 упаковок по выписанным рецептам врача от 13.02.2018, 13.03.2018, 11.05.2018, 06.07.2018, 08.08.2018.

Решение привести к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах      Галикеева Ш.М., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении лекарственным препаратом. В обоснование иска указал, что Галикеев Ш.М. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №4» в связи с наличием у него *** заболевания, в связи с чем ему назначено применение лекарственного препарата «кетостерил» №100 в количестве 4 упаковок. Лечащим врачом поликлиники ему выданы льготные рецепты на обеспечение указанным препаратом (13.02.2018, 13.03.2018,  11.05.2018, 06.07.2018, 08.08.2018), которые до настоящего времени не обеспечены аптечным учреждением. Просил обязать ответчика обеспечить   Галикеева Ш.М. лекарственным препаратом «кетостерил» №100 в количестве 20 упаковок по выписанным рецептам врача от 13.02.2018, 13.03.2018, 11.05.2018, 06.07.2018, 08.08.2018.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация» и ГУЗ «Городская поликлиника №4»

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «Кетоаналоги аминокислот» согласно соответствующему государственному контракту, не обеспечение истца спорным лекарственным препаратом возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта. Кроме того, назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом, исходя из тяжести и характера заболевания, увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает, при этом медицинские показания истца могут измениться, и истец, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Суд также не учел, что лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска полагает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, необоснованными, не влекущими отмену решения суда.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Галикеев Ш.М., ***.. является *** *** группы, имеет различные заболевания, в том числе, *** заболевание, в связи с чем получает льготное лекарственное обеспечение лекарственным препаратом «кетостерил» по 4 таб. 3 раза в сутки, 4 упаковки в месяц.

В установленном законом порядке ему были выписаны лечащим врачом льготные рецепты на получение указанного препарата 13.02.2018, 13.03.2018, 11.05.2018, 06.07.2018, 08.08.2018, которые не обеспечены препаратом по причине отсутствия данного лекарственного препарата в аптеке.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах Галикеева Ш.М., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Статьей  43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдаю­щим социально значимыми заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утвер­ждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представ­ляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования включены в перечень соци­ально значимых заболеваний.

Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболе­ваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия меди­цинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств больным онкологическими заболеваниями.

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено:

осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;

своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;

привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

На основании указанных нормативных правовых актов суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по  организации обеспечения Галикеева Ш.М. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основанны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Галикеев Ш.М.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Галикеева Ш.М. в лекарственном препарате носит постоянный характер.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: