Судебный акт
Отказ в обеспечении жильем сироту
Документ от 29.01.2019, опубликован на сайте 08.02.2019 под номером 78628, 2-я гражданская, об обеспечении жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                              Дело №33-490/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      29 января 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Таркаевой Ирины Александровны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Таркаевой Ирины Александровны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о  включении  в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Ульяновской области, исковых требований Таркаевой Ирины Александровны к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области об обеспечении жилым помещением отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Таркаева И.А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о  включении  в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Ульяновской области, к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области об обеспечении жилым помещением.

Иск мотивировала  тем, что в связи со смертью её матери истица была отнесена к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитывалась в семье бабушки по линии матери К*** Н*** Д***. За истицей было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: г.У***, ул. Л***, д.***, кв. ***, которое представляет собой трёхкомнатную муниципальную квартиру общей площадью 55,80 кв. метров. Заключением Межведомственной комиссии № *** от ***.2017 об оценке соответствия многоквартирного дома, дом по вышеуказанному адресу признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. 18.12.2017 истица  обращалась в отдел опеки и попечительства Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску с просьбой принять  заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области (далее - Список) и установить факт невозможности проживания в занимаемом жилом помещении, но ей было отказано. С данным отказом Таркаева И.А. не согласна.

Просила признать незаконным решение Комиссии Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 5 марта 2018 года об отказе во включении истицы  в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области включить истицу в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить истице отдельное благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из государственного жилищного фонда Ульяновской области и отвечающее требованиям, определённым Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 N 644-П «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений», взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в ее пользу  судебные расходы за составление искового заявления в сумме 5 000 рублей, и за уплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции принял указанное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Таркаева И.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объёме.  В обоснование жалобы указывает доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, дополняя их тем, что при вынесении решения судом первой инстанции были нарушены нормы материального права. Считает, что в соответствии с действующим законодательством, она имеет право на получение отдельного благоустроенного жилого помещения с целью создания своей собственной семьи. Полагает, что поскольку она не давала письменного согласия на заселение в квартиру по ул. З***, предоставленную семье её бабушки, то она имеет право на получение отдельного жилого помещения как ребёнок-сирота.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Таркаева Ирина Александровна, *** года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, так одинокая мать - К*** М.И. (Т***), *** года рождения, умерла ***2013.

Распоряжением управления Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области по городу Ульяновску от 09.01.2014 № 02 н/л попечителем по договору о приёмной семье несовершеннолетней Таркаевой И.А. была назначена К*** Н.Д., пунктом 4 распоряжения за Таркаевой И.А. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: г. У***, ул. Л***, д. ***, кв. ***.

Из справки формы № 8, представленной ООО «РИЦ-Ульяновск»
от 16.02.2018, следует, что в муниципальном жилом помещении по адресу: г. У***, ул. Л***, д. ***, кв. ***, общей площадью 55,8 кв.м.,  зарегистрированы 4 человека.

Таким образом, на момент закрепления за истицей указанного жилого помещения она была обеспечена учетной нормой жилой площади.

Межведомственной      комиссией, утверждённой постановлением администрации города Ульяновска, от 29.06.2017 № 1577 принято заключение от 01.11.2017 № 71 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома № *** по ул. Л*** в Ж*** районе г. У*** аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с пунктом 33 установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

По информации Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска от 02.03.2018 № 3226-12 многоквартирный дом, в котором проживает Таркаева И.А., подлежит расселению в рамках реализации Областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01 января 2012 года, в 2018-2023 годах», утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области № 573-П.

Во исполнение условий Программы 11.01.2018 между Управлением муниципальной собственностью администрации города Ульяновска и ООО «К***» заключен муниципальный контракт на приобретение в муниципальную собственность квартир.

Для расселения семьи Таркаевой И.А. приобретена трехкомнатная квартира общей площадью 80,1 кв.м, жилой площадью 47,70 кв. м, расположенная по адресу: город У***, ул. З***, д. ***, кв. ***. Срок предоставления квартир - март 2018 года.

В связи  с признанием дома *** по ул. Л*** аварийным и подлежащим сносу решением Межведомственной Комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях при Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 05.03.2018 установлен факт невозможности проживания Таркаевой И.А.. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: г. У***, ул. Л***, д. ***, кв. ***. При этом, оснований для включения её в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, не имеется, так как в рамках реализации Областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01 января 2012 года, в 2018-2023 годах», утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области № 573-П от 21.11.2017, в марте 2018 года ей будет предоставлена по договору социального найма квартира по адресу: город У***, ул. З***, д. ***, кв. ***, общей площадью 80,1 кв.м., в которой истица будет обеспечена учётной  нормой площади жилого помещения.

На заседании комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска 16 марта 2018 года (протокол № 5) было принято решение – предоставить 3-х комнатную квартиру № *** в доме № *** по улице З*** в городе У*** общей площадью 80,1 кв.м. семье К*** Н.Д. на состав семьи 4 человека ( она, дочь З*** Е.И., внук З*** Д.А,, внучка Таркаева И.А.) по договору социального найма жилого помещения взамен занимаемой квартиры № *** в доме № *** по улице Л*** в городе У***. 

25.06.2018 нанимателем Королевой Н.Д. подписан договор социального найма на  3-х комнатную квартиру № *** в доме № *** по улице З*** в городе У*** общей площадью 80,1 кв.м. с составом семьи 4 человека ( она, дочь З*** Е.И., внук З*** Д.А., внучка Таркаева И.А.).

В соответствии со ст. 8  Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ  "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

В соответствии со ст. 2  Закона Ульяновской области от 21.12.2012 N 200-ЗО (ред. от 19.12.2016) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области" право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота соответственно), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Исходя из системного толкования вышеприведенных норм закона, в установленном порядке жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения  обеспечиваются дети-сироты, либо дети, оставшиеся без попечения родителей, которые к достижению совершеннолетия и  моменту окончания учебного заведения среднего (среднего профессионального) образования не имеют жилого помещения ни на праве собственности, ни на ином праве (не являются нанимателями, членами семьи нанимателя жилого помещения).

Таким образом, право истицы на обеспечение ее жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из государственного жилищного фонда Ульяновской области не является безусловным.

Как было установлено судом, Таркаева И.А.  является членом семьи нанимателя жилого помещения - 3-х комнатной квартиры № *** в доме № *** по улице З*** в городе У*** общей площадью 80.1 кв.м. с составом семьи 4 человека (она, дочь З*** Е.И., внук З*** Д.А., внучка Таркаева И.А.).

В соответствии со ст. 8, Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ  "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

В соответствии со ст. 3 Закона Ульяновской области от 21.12.2012 N 200-ЗО  "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области" проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также в случае проживания в ранее занимаемом жилом помещении лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, состоящих на учете в соответствующих медицинских организациях (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в их выселении либо в принудительном обмене жилого помещения по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации).

Поскольку истица является членом семьи нанимателя  жилого помещения пригодного для постоянного проживания, где обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, установленной  в размере 12 кв. м. Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 N 136 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения", вывод суда  о том, что она не имеет права на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма жилого помещения является правомерным.       

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал Таркаевой И.А. в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о  включении  в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Ульяновской области, к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области об обеспечении жилым помещением.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Таркаева И.А. как ребенок-сирота имеет право на обеспечение отдельным жилым помещением, тем более, что она своего согласия на заключение договора социального найма жилого помещения  по адресу г. У*** ул. З*** д.*** кв.*** не давала, основаны на неверном толковании закона.

Закрепленная за истицей жилая площадь являлась квартирой, предоставленной  ее бабушке по договору социального найма. Как указывалось выше, причиной установления факта невозможности проживания истицы в данной квартире, явилось признание дома в целом аварийным и подлежащим сносу. В связи с этим, лицам проживавшим в жилье, признанным аварийным, в том числе и истице было предоставлено иное жилое помещение по договору социального найма. Наниматель указанного жилого помещения – К***  подписала акт приема-передачи  кв.*** д. *** по ул. З***. При этом, обязательного согласия членов семьи нанимателя, в том числе и истицы, на вселение во вновь предоставленное жилое помещение в данном случае не требуется. На сегодняшний день Таркаева И.А. обеспечена жилым помещением по договору социального найма свыше учетной нормы и нуждающейся в обеспечении жилым помещением не является.

При этом, договор социального найма жилого помещения является бессрочным. В то время как договор найма специализированного жилого  помещения, заключаемый с лицами из числа  детей-сиро и детей, оставшихся без попечения родителей, является срочным и по общим правилам составляет 5 лет. 

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, сводятся к иной оценке доказательств  и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Таркаевой Ирины Александровны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: