Судебный акт
Отказ в перерасчете пенсии за выслугу лет муниципальному служащему
Документ от 15.01.2019, опубликован на сайте 05.02.2019 под номером 78622, 2-я гражданская, о перерасчете ежемесячной пенсии за выслугу лет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузьмин С.М.                                                    Дело № 33-157/2019 (33-5806/2018)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      15 января 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению помощника прокурора Чердаклинского района Ульяновской области и апелляционной жалобе Елисеева Александра Васильевича на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 25 сентября 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, в интересах Елисеева Александра Васильевича, к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Чердаклинский район» о признании незаконным распоряжения администрации МО «Чердаклинский район» от 30.11.2017 №375-к «О перерасчёте размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Чердаклинский район» и ее отраслевых подразделениях», признании незаконным распоряжения администрации МО «Чердаклинский район» от 30.11.2017 №376-к «О внесении изменения в распоряжение администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 30.12.2014 №483-к», перерасчете ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Елисееву Александру Васильевичу с 01.01.2018, в соответствии с распоряжением администрации МО «Чердаклинский район» от 19.03.2012 №66-к, из расчета 10 508,01 рублей в месяц, оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области Силантьевой С.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области в интересах  Елисеева А.В. обратился в суд с иском к муниципальному учреждению (далее – МУ) администрации муниципального образования (далее – МО)  «Чердаклинский район»  о перерасчете ежемесячной пенсии за выслугу лет. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что постановлением главы Чердаклинского района Ульяновской области от 15.01.1998 № 13 Елисеев А.В. был назначен главой М*** сельсовета, а распоряжением главы Чердаклинского района от 08.04.2002 № 84-р - освобожден от занимаемой должности по состоянию здоровья. Распоряжением главы администрации МО «Чердаклинский район» от 19.03.2012 №66-к Елисееву А.В. установлена ежемесячная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии в размере 10 508 руб. 01 коп. Постановлением администрации МО «Чердаклинский район» от 14.09.2010 № 1157 «О соотношении должностей для установления пенсии за выслугу лет лицам, исполнявшим полномочия депутата на постоянной основе, полномочия выборного должностного лица на постоянной основе и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Чердаклинский район» должность главы поселковой (сельской) администрации Чердаклинского района была приравнена к должности начальника отдела администрации МО «Чердаклинский район» со статусом юридического лица. При этом распоряжением администрации МО «Чердаклинский район» от 30.11.2017 №376-к «О внесении изменения в распоряжение администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 30.12.2014 №483-к» должность главы поселковой (сельской) администрации Чердаклинского района приравнена к должности заместителя начальника отдела администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, что привело к снижению размера пенсионного обеспечения Елисеева А.В. Как следует из п.7.1 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Чердаклинский район», утвержденного решением Совета депутатов МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, назначение, возобновление пенсии за выслугу лет и перерасчет ее размера производится только по заявлению муниципального служащего. Елисеев А.В. с заявлением о перерасчете пенсии в администрацию МО «Чердаклинский район» не обращался. Кроме того, п. 9.1 названного Положения установлено, что муниципальным служащим, получающим пенсию за выслугу лет на день вступления Положения в силу, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с нормами, предусмотренными Положением, без подачи ими заявления о назначении этой пенсии и предоставления документов, подтверждающих право на указанную пенсию. При этом, в случае если размер ранее назначенной муниципальному служащему пенсии за выслугу лет превышает размер пенсии за выслугу лет, полагающейся нормами Положения, назначенная в соответствии с Положением пенсия за выслугу лет выплачивается в прежнем более высоком размере. Названными нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, регулирующими порядок пенсионного обеспечения муниципальных служащих в связи с выслугой лет, не предусмотрено иного основания для перерасчета назначенной пенсии, кроме как заявление бывшего муниципального служащего, а равно не предусмотрены основания и порядок уменьшения размера выплат. Внесенные администрацией района изменения регулируют правоотношения, возникшие с 30.11.2017, и не могут распространяться на размер пенсионного содержания Елисеева А.В., являющегося получателем муниципальной пенсии с 19.09.2012, тем более ухудшить его положение. Просил признать распоряжение администрации МО «Чердаклинский район» от 30.11.2017 №375-к «О перерасчёте размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Чердаклинский район» и ее отраслевых подразделениях», а также  распоряжение администрации МО «Чердаклинский район» от 30.11.2017 №376-к «О внесении изменения в распоряжение администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 30.12.2014 №483-к» незаконными, обязать ответчика  произвести перерасчет ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Елисееву А.В. с 01.01.2018 в соответствии с распоряжением администрации МО «Чердаклинский район» от 19.03.2012 №66-к, из расчета 10 508 руб. 01 коп. в месяц.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении помощник прокурора Чердаклинского района Ульяновской области Лобачев А.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

В апелляционной жалобе Елисеев А.В. также не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.  В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении прокурора. Полагает, что судом не приняты во внимание положения нормативных актов о том, что назначение и перерасчет пенсии возможны только по заявлению муниципального служащего, а также о том, что размер ранее назначенной пенсии не может быть уменьшен. Обращает внимание, что ежемесячная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии была ему установлена с 01.01.2008, расчет пенсии был произведен из денежного содержания по должности Главы администрации сельского поселения. С 01.01.2012 на основании постановления администрации МО «Чердаклинский район» от 14.09.2010 № 1157 должность Главы поселковой (сельской) администрации была приравнена к должности начальника отдела со статусом юридического лица. До увольнения с муниципальной службы он занимал должность Главы администрации М*** сельсовета, которая, в свою очередь, в соответствии с Законом Ульяновской области от 30.10.1996 № 13-ЗО «Об организации местного самоуправления в Ульяновской области» являлась самостоятельным юридическим лицом. Считает, что судом не дана правовая оценка протоколу № 2 от 30.11.2017 заседания комиссии по установлению, выплате и перерасчету пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, который послужил основанием для принятия Главой администрации МО «Чердаклинский район» оспариваемых правовых актов. Также просит учесть позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 10.10.2013 № 1591-О, провести правовую экспертизу нормативно-правовых актов органа местного самоуправления на предмет их соответствия Федеральным законам от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закону Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области», Уставу МО «Чердаклинский район» и решению Совета депутатов Чердаклинского района Ульяновской области от 19.09.2012 № 59 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Чердаклинский район».

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Елисеева А.В., извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и представлении.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Елисеев А.В. являлся муниципальным служащим, постановлением главы Чердаклинского района Ульяновской области от 15.01.1998 № 13 Елисеев А.В. был назначен на должность главы М*** сельсовета, а распоряжением главы Чердаклинского района от 08.04.2002 № 84-р - освобожден от занимаемой должности 05.04.2002 по состоянию здоровья.

Распоряжением главы администрации МО «Чердаклинский район» от 18.08.2008 №300-к «Об установлении ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии Елисееву А.В.» истцу, как ранее замещавшему должность муниципальной службы – главы администрации М*** сельского совета, с 01.01.2008 установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии, составляющая суммарно с учетом трудовой пенсии 60 % среднемесячного денежного содержания.

Распоряжение принято на основании решения Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинский район» от 03.09.2007 № 58 «Об утверждении Положения о порядке установления выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Чердаклинский район». При этом размер ежемесячного содержания был исчислен истцу по должности Главы администрации сельского поселения (при численности населения до 5000 человек) в соответствии с Законом Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» (в редакции, действовавшей в тот период времени).

Постановлением администрации МО «Чердаклинский район» от 14.09.2010 №1157 «О соотношении должностей для установления пенсии за выслугу лет лицам, исполнявшим полномочия депутата на постоянной основе, полномочия выборного должностного лица на постоянной основе и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Чердаклинский район» должность главы поселковой (сельской) администрации Чердаклинского района была приравнена к должности начальника отдела администрации МО «Чердаклинский» со статусом юридического лица.

Распоряжением главы администрации МО «Чердаклинский район» от 19.03.2012 №66-к Елисееву А.В. установлена ежемесячная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии в размере 10 508 руб. 01 коп.

Распоряжением главы администрации МО «Чердаклинский район» от 30.11.2017 №376-к «О внесении изменения в распоряжение администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 30.12.2014 № 483-к» должность главы поселковой (сельской) администрации Чердаклинского района приравнена к должности заместителя начальника отдела администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.

Распоряжением главы администрации МО «Чердаклинский  район» от 30.11.2017 № 375-к «О перерасчете размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации МО «Чердаклинский район» и ее отраслевых подразделениях» Елисееву А.В. произведен перерасчет пенсии за выслугу лет с 01.01.2018 в размере 5625 руб. 

Данный размер пенсии за выслугу лет Елисееву А.В. рассчитан согласно  Положению о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Чердаклинский район», утвержденному решением Совета депутатов МО «Чердаклинский район» Ульяновской области от 19.09.2012 № 59.

Распоряжением главы администрации МО «Чердаклинский район» от 20.01.2018 № 70а-к признано утратившим силу распоряжение администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области от 19.03.2012 № 66-к, которым Елисееву А.В. устанавливалась ежемесячная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии в размере 10 508 руб. 01 коп.

Полагая перерасчет и снижение размера пенсии за выслугу лет незаконным, Елисеев А.В. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним, судебная коллегия не усматривает.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

Аналогичное положение содержится в п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которым установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел нарушений прав Елисеева А.В. при соотношении ранее занимаемой им должности главы поселковой (сельской) администрации Чердаклинского района с должностью заместителя начальника отдела администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области и производстве в связи с этим соответствующего перерасчета пенсии за выслугу лет.

При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что должность главы поселковой (сельской) администрации (главы администрации поселка (сельсовета)) в соответствии с законодательством Ульяновской области, как ранее действовавшем, так и действующим в настоящее время, относилась и относится к категории ведущих должностей муниципальной службы.

Так, Законом Ульяновской области от 30.06.1998 № 023-ЗО «Об основах муниципальной службы в Ульяновской области», действовавшем в период исполнения истцом обязанностей муниципальной службы и увольнения с должности главы администрации М*** сельсовета (05.04.2002), должность главы поселковой (сельской) администрации (главы администрации поселка (сельсовета)) была отнесена к ведущим должностям муниципальной службы (приложение к названному Закону «Реестр муниципальных должностей Ульяновской области»).

При этом, как усматривается из ранее действовавшего Устава Чердаклинского района, утвержденного решением Совета депутатов Чердаклинского района № 17 от 16.04.1997, на момент увольнения истца с должности главы администрации М*** сельсовета администрация М*** сельсовета являлась структурным подразделением администрации Чердаклинского района.

В соответствии с Реестром муниципальных должностей, указанных в приложении № 2 к Закону Ульяновской области «О муниципальной службе и муниципальных должностях Ульяновской области от 15.09.2003 № 046-ЗО, должность главы поселковой (сельской) администрации, главы администрации сельсовета также относилась к числу ведущих должностей муниципальной службы.

Как указано выше, первоначально пенсия за выслугу лет Елисееву А.В. была назначена с 01.01.2008 распоряжением главы администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области и исчислена исходя из размера среднемесячного денежного содержания по должности главы администрации сельского поселения (при численности населения до 5000 человек), которая в соответствии с действовавшим в тот период времени Реестром должностей муниципальной службы (приложение № 1 к Закону Ульяновской области «О муниципальной службе в Ульяновской области» от 07.11.2007 № 163-ЗО) также относилась к числу ведущих должностей.

В Реестре должностей муниципальной службы, являющемуся приложением № 1 к Закону Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области», должность, которую занимал истец, - главы поселковой (сельской) администрации, главы администрации сельсовета, отсутствует, в связи с чем ответчик правильно соотнес данную должность с должностью муниципальной службы из категории ведущих должностей – заместителя начальника отдела администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.

В соответствии с названным выше Реестром должность главы местной администрации относится к числу высших должностей, а должность начальника отдела (для руководителей органов местной администрации, наделенных правами юридического лица) – к числу главных, тогда как должность, которую занимал Елисеев А.В. на муниципальной службе, всегда относилась к числу ведущих.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано не усмотрел оснований для отмены распоряжений администрации МО «Чердаклинский район» об установлении соотношения должности Елисеева А.В. и перерасчете ему в связи с этим пенсии за выслугу лет.

Доводы апелляционной жалобы о том, что должность, которую занимал истец, соотносится с должностью начальника отдела, поскольку администрация М*** сельсовета являлась в период исполнения им обязанностей муниципальной службы самостоятельным юридическим лицом, не могут быть приняты во внимание, так как  противоречат действовавшему в тот же период времени Уставу МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, и основаны на неправильном применении норм закона.

В ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации выражена позиция о том, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает (определения от 11.05.2006 № 88-О, от 03.04.2007 № 332-О-П, от 15.01.2008 № 107-О-О и № 108-О-О).

Указанная правовая позиция, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим.

Поскольку финансирование выплаты пенсии муниципальным служащим осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления вправе принимать решения о порядке и условиях назначения пенсии муниципальным служащим и изменять ее размер независимо от заявления пенсионера.

Таким образом, утверждения стороны истца о возможности назначения и перерасчета пенсии за выслугу лет только на основании личного заявления муниципального служащего несостоятельны.

Пунктом 9.1 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Чердаклинский район» от 19.09.2012, на которое ссылается сторона истца, действительно предусмотрено, что в случае, если размер ранее назначенной муниципальному служащему пенсии за выслугу лет превышает размер пенсии за выслугу лет, полагающийся по нормам данного Положения, назначенная в соответствии с данным Положением пенсия за выслугу лет выплачивается в прежнем более высоком размере.

Однако, данный пункт названного Положения применим в случае, если пенсия за выслугу лет по соответствующей должности была назначена муниципальному служащему правильно.

Первоначально пенсия за выслугу лет Елисееву А.В. назначена как муниципальному служащему, занимающему ведущую должность, в связи с чем приведение оспариваемыми распоряжениями ответчика должности истца и связанного с этим порядка расчета пенсии за выслугу лет в соответствие с законодательством, является правомерным и не может свидетельствовать о нарушении прав Елисеева А.В.

О необходимости приведения в соответствие с действующим законодательством ситуации с истцом указано и в протоколе № 2 заседания комиссии от 30.11.2017 по установлению, выплате и перерасчету пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления МО «Чердаклинский район», на который содержится ссылка в апелляционной жалобе, в связи с чем ссылка истца на то, что судом не дана оценка данному протоколу, не может служить основанием для отмены судебного решения.

То обстоятельство, что занимаемая истцом на момент увольнения с муниципальной службы должность главы администрации М*** сельсовета относилась к числу ведущих должностей муниципальной службы, а также тот факт, что администрация М*** сельсовета являлась в тот период времени структурным подразделением администрации Чердаклинского района Ульяновской области установлены вступившим в законную силу решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 30.09.2011, которым на администрацию МО «Чердаклинский        район» Ульяновской области была возложена обязанность произвести Елисееву А.В. перерасчет ежемесячной пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении муниципальных служащих муниципального образования «Чердаклинский район» от 23.12.2010 только за период с 01.01.2011 по 26.02.2011.

Оснований для проведения по делу правовой экспертизы оспариваемых истцом актов органа местного самоуправления не имеется. Заявляя ходатайство о проведении такой экспертизы, Елисеев А.В. фактически выражает несогласие с тем, как в споре по его иску применены нормы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных жалобы и представления не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 25 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционное представление помощника прокурора Чердаклинского района Ульяновской области и апелляционную жалобу Елисеева Александра Васильевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи