Судебный акт
Ответственность по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ
Документ от 21.01.2019, опубликован на сайте 05.02.2019 под номером 78588, Админ. надзор, КоАП: ст. 17.15 ч.2, оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу

                                                                                      Дело №  4А - 16/2019

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           21 января 2019 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу Канаевой Екатерины Олеговны, защищающей интересы администрации города Ульяновска, на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 3 июля 2018 года, решение судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 3 сентября 2018 года, вынесенные в отношении администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

постановлением заместителя начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 3 июля 2018 года администрация города Ульяновска (далее администрация) привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения администрации назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, администрация через своего защитника обжаловала его в районный суд.

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 3 сентября 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Данное решение вступило в законную силу.

В настоящей жалобе, поданной в Ульяновский областной суд, Канаева Е.О., защищающая интересы администрации, не соглашается с постановлением должностного лица и судебным решением, просит их отменить.

В обоснование жалобы указано на то, что предыдущими инстанциями сделан необоснованный вывод об отсутствии уважительной причины неисполнения администрацией решения суда.

Ссылается на невозможность исполнения решения суда в срок, назначенный судебным приставом-исполнителем, в связи с недостаточностью финансирования.

Считает, что поскольку в бюджете деньги на исполнение решения Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 2 апреля 2014 года, которым на администрацию возложена обязанность произвести работы по капитальному ремонту дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Пожарского, д. 5, а именно: капитальный ремонт отмостки и цоколя по всему периметру дома, замену оконных блоков в подъездах № 1, 2, 3, ремонт системы электроснабжения мест общего пользования в подъездах № 1, 2, 3, ремонт системы электроснабжения мест общего пользования в подъездах № 1, 2, 3, капитальный ремонт межпанельных швов, ремонт и окраску фасада дома, не предусмотрены, то администрация лишена возможности исполнения указанного постановления.

Ссылается на письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 16 марта 2018 года № 03-02-08/16567.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.   

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. За совершение этого правонарушения для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что на основании вступившего в законную силу решения Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 2 апреля 2014 года выдан исполнительный документ ВС № *** содержащий требования неимущественного характера, согласно которым на администрацию возложена обязанность произвести работы по капитальному ремонту дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Пожарского, д. 5, а именно: капитальный ремонт отмостки и цоколя по всему периметру дома, замену оконных блоков в подъездах № 1, 2, 3, ремонт системы электроснабжения мест общего пользования в подъездах № 1, 2, 3, ремонт системы электроснабжения мест общего пользования в подъездах № 1, 2, 3, капитальный ремонт межпанельных швов, ремонт и окраску фасада дома (л.д. 10).

25 сентября 2014 года на основании данного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство № ***-ИП (л.д. 11).

В установленный для добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.

В связи с тем, что в установленный срок должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, 21 ноября 2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, копия которого направлена должнику (л.д. 13).

5 декабря 2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения судебного решения до 31 декабря 2014 года (л.д. 16).

Определением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 4 декабря 2014 года администрации г. Ульяновска предоставлена отсрочка исполнения решения Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 2 апреля 2014 года по капитальному ремонту дома № 5 по ул. Пожарского г. Ульяновска до 1 июня 2015 года (л.д. 20, 21). Данное определение суда вступило в законную силу 20 декабря 2014 года.

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 26 марта 2015 администрация г. Ульяновска освобождена от взыскания исполнительного сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству ***ИП (л.д. 22 - 24). Данное решение вступило в законную силу 23 июня 2015 года (л.д. 25 - 27).

Согласно акту совершения исполнительных действий от 20 августа 2015 года установлено, что решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 2 апреля 2014 года не исполнено, работы по капитальному ремонту дома № 5 по ул. Пожарского не произведены (л.д. 28).

В течение 2015-2017 годов судебным приставом-исполнителем должнику неоднократно назначались сроки исполнения судебного решения. Однако в эти сроки решение исполнено не было.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 14 августа  2017 года установлен новый срок исполнения решения суда до 19 октября 2017 года (л.д. 44).

3 ноября 2017 года составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что указанное требование судебного пристава об исполнении судебного решения администрацией не исполнено (л.д. 48).

В связи с тем, что требование судебного пристава-исполнителя от 14 августа 2017 года в срок до 19 октября 2017 года не было исполнено, в отношении администрации было вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 16 ноября 2017 года, на основании которого администрация признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000  рублей (л.д. 51).

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 декабря 2017 года  постановление по делу об административном правонарушении от 16 ноября 2017 года изменено, действия администрации г. Ульяновска переквалифицированы с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ на ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ со снижением наказания до 30 000 рублей. Данное решение вступило в законную силу 20 января 2018 года (л.д. 57-58).

6 марта 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения судебного решения до 23 мая 2018 года (л.д. 60).

8 июня 2018 года составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что указанное требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до 23 мая 2018 года администрацией не исполнено (л.д. 67).

По данному факту 21 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области составлен протокол в отношении администрации об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 71).

Как указано выше постановлением заместителя начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 3 июля 2018 года, администрация города Ульяновска привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 5).

Решением судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 3 сентября 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

С учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа, непринятия администрацией своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда общей юрисдикции, а также с учетом невыполнения требований судебного пристава-исполнителя в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, судья районного суда правомерно признал законным постановление должностного лица о привлечении администрации к административной ответственности.

Наказание за совершенное правонарушение администрации назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии вины администрации в неисполнении решения суда со ссылкой на недостаточное финансирование не могут служить основанием для удовлетворения жалобы.

Отсутствие денежных средств и недостаточное финансирование из областного бюджета мероприятий по капитальному ремонту жилищного фонда не является основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствует о совершении должником всех зависящих от него мер по исполнению судебного акта.

Следует также иметь в виду, что ст. 2, ч. 3 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 45 и ст. 46 Конституции РФ гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.

Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения вступившего в законную силу судебного решения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.

При этом данных об исполнении решения Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 2 апреля 2014 года, которым на администрацию возложена обязанность произвести работы по капитальному ремонту дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Пожарского, д. 5, а именно: капитальный ремонт отмостки и цоколя по всему периметру дома, замену оконных блоков в подъездах № 1, 2, 3, ремонт системы электроснабжения мест общего пользования в подъездах № 1, 2, 3, ремонт системы электроснабжения мест общего пользования в подъездах № 1, 2, 3, капитальный ремонт межпанельных швов, ремонт и окраску фасада дома, на момент рассмотрения настоящей жалобы также не имеется.

Ссылка автора жалобы на письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 16 марта 2018 года № 03-02-08/16567,  несостоятельна, поскольку каких-либо сведений о прекращении исполнительного производства №***-ИП, содержащего требования неимущественного характера по решению Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 2 апреля 2014 года,  в материалах дела не имеется. Кроме того, указанное письмо Министерства Финансов Российской Федерации нормативным актом не является.

Наказание за совершенное правонарушение администрации назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Другие доводы жалобы не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов.

С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

постановление заместителя начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 3 июля 2018 года, решение судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 3 сентября 2018 года, вынесенные в отношении администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Канаевой Екатерины Олеговны, защищающей интересы администрации города Ульяновска, – без удовлетворения.

 

Заместитель председателя                                                                            Ульяновского областного суда                                                             Болбина  Л.В.