Судебный акт
О предоставлении жилья
Документ от 22.01.2019, опубликован на сайте 08.02.2019 под номером 78529, 2-я гражданская, об обязании предоставить жилое помещение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                    Дело №33-305/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              22 января 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Минеевой Марии Юрьевны к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Минеевой Марии Юрьевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании  «город Д***».

В удовлетворении требований к Администрации города Димитровграда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения Минеевой М.Ю., возражавшей против доводов апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Минеева М.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Администрации города Димитровграда о возложении обязанности по обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Иск мотивировала тем, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жильем на территории г. Д*** У*** области, что подтверждается уведомлением Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 25 января 2017 года, не имеет жилого помещения в собственности или по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя по договору социального найма или собственника жилого помещения. До настоящего времени жилье на основании Закона Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО ей ответчиками не предоставлено.

Просила обязать ответчиков предоставить ей специализированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в МО «город Д***».

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что жилое помещение не предоставлено истцу по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений.

Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда нарушает права других лиц, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 № 466-П Минеева М.Ю. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 4000 рублей с приложением соответствующих документов.

В возражениях на апелляционную жалобу Минеева М.Ю. просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие  представителей ответчиков и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Минеева М.Ю., *** года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отец истицы – М*** Ю.В. умер *** года (л.д.10). Мать истицы – А*** Н.К. лишена родительских прав на основании решения Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 августа 2008 года (л.д.13-15).

На основании вступившего в законную силу решения Мелекесского районного суда Ульяновской области от 24 ноября 2016 года на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области была возложена обязанность включить Минееву М.Ю. в список как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.103-110).

24 января 2017 года Минеева М.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, что подтверждается уведомлением Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 25 января 2017 года (л.д.16).

Жилой дом, принадлежащий Минеевой М.Ю. на праве собственности в порядке наследования, расположенный по адресу: У*** область, Н*** район, с. В***, ул. М***, д.***, заключением межведомственной комиссии администрации МО «С***» Н*** района У*** области от 22 ноября 2013 года признан непригодным для постоянного проживания.

До настоящего времени жилье на основании Закона Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО истцу ответчиком не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истец не обеспечен жилым помещением. При этом вывод суда о том, что исковые требования Минеевой М.Ю. подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении прав других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Ссылка в жалобе на наличие у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения не влияет на законность принятого судом решения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: