Судебный акт
О признании незаконными действий по созыву и проведению первого заседания Совета депутатов
Документ от 15.01.2019, опубликован на сайте 25.01.2019 под номером 78476, 2-я гражданская, о признании действий депутатов Советов депутатов МО Большенагаткинское сельское поселение Цильнинского района Ульяновской области не соответствующему законодательству, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Лешина И.В.                                                               дело № 33а-159/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                15 января 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Рамазанова Ханяфи Валиевича и его представителя Дубровиной Елены Николаевны на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении административного иска депутата Совета депутатов муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области Рамазанова Ханяфи Валиевича к Совету депутатов муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, депутатам Совета депутатов муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области Сидорову Александру Вячеславовичу, Сяпукову Евгению Федоровичу, Фадееву Юрию Анатольевичу, Ермилову Геннадию Петровичу, Мерлушкину Юрию Петровичу, Салюкину Вячеславу Васильевичу о признании действий по созыву и проведению 18.09.2018 первого заседания Совета депутатов муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области не соответствующими законодательству Российской Федерации, Уставу муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области и Регламенту Совета депутатов муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области; о признании первого заседания Совета депутатов муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области от 18.09.2018 не соответствующим законодательству Российской Федерации, Уставу муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области и Регламенту Совета депутатов муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области; о признании недействующими и отмене решений и протокола №1 первого заседания Совета депутатов муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области от 18.09.2018 отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения административного истца Рамазанова Х.В. и его представителя Сысоева В.К., поддержавших доводы апелляционных жалоб, административного ответчика Сидорова А.В. и представителя административных ответчиков Салюкина В.В., Сяпукова Е.Ф., Мерлушкина Ю.П. – Сидорова А.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

депутат Совета депутатов муниципального образования (далее – МО) «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области Рамазанов Х.В. обратился в суд с административным иском к Совету депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, депутатам Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области Сидорову А.В., Сяпукову Е.Ф., Фадееву Ю.А., Ермилову Г.П., Мерлушкину Ю.П., Салюкину В.В. о признании незаконными действий по созыву и проведению 18.09.2018 первого заседания Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области и принятых на нем решений.

В обоснование требований административный истец указал, что 18.09.2018 состоялось первое заседание Совета депутатов МО «Большенгаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, на котором согласно протоколу №1 были приняты решения: об избрании главы поселения - председателя Совета депутатов МО «Большенгаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области Салюкина В.В., его заместителя - Фадеева Ю.А., в состав Совета депутатов МО «Цильнинский район» Ульяновской области избран депутат Совета депутатов МО «Большенгаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области Сидоров А.В., сформированы комиссии Совета депутатов МО «Большенгаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области по бюджету, социальной и молодежной политике, местному самоуправлению и вопросам ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства, аграрной политики, природопользования и охраны окружающей среды.

Считает, что указанное первое заседание Совета депутатов проведено с нарушением действующего законодательства, Устава МО «Большенгаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области.

На основании решения Совета депутатов МО «Большенгаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области от 24.09.2013 №25 главой МО «Большенгаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области избран Любавин Е.А., полномочия которого в силу ч.3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

В соответствии со ст.31 Устава глава поселения созывает очередные и внеочередные заседания Совета депутатов поселения, однако действующим по состоянию на 18.09.2018 главой поселения Любавиным Е.А. заседание Совета депутатов МО «Большенгаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области не созывалось.

Кроме того, в нарушение п.21.4 Регламента Совета депутатов информация о дате, времени и месте проведения заседания, а также вопросах, выносимых на его рассмотрение, о которых депутаты уведомляются председателем Совета депутатов не менее чем за три дня до открытия заседания, не доводилась.

Проведенное 18.09.2018 в его отсутствие заседание Совета депутатов нарушило его право как старейшего депутата председательствовать на заседании до избрания председателя Совета депутатов, а также предложить свою кандидатуру путем самовыдвижения.

Не соблюдена статья 28 Регламента Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, согласно которой ведение протокола заседания осуществляется секретарем - сотрудником администрации поселения, который информирует председательствующего о причинах отсутствия депутатов на заседании.

Принятые на первом заседании Совета депутатов решения нарушают его права и законные интересы.

Просил признать действия по созыву и проведению 18.09.2018 первого заседания Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области и само заседание не соответствующими законодательству Российской Федерации, Уставу МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области и Регламенту Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, а принятые на нем решения и протокол №1 первого заседания Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области от 18.09.2018 отменить.

Судом к участию в деле качестве заинтересованных лиц привлечены Избирательная комиссия Ульяновской области, территориальная избирательная комиссия МО «Цильнинский район» Ульяновской области, Морозова Т.Ю.,      Ткачева О.М. и Ратаева И.И.

Рассмотрев заявленные требования,  суд принял приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах Рамазанов Х.В. и его представитель Дубровина Е.Н. просят отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение об удовлетворении требований административного истца.

Указывают, что заседание Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» намеренно было проведено 18.09.2018, поскольку в это время      Рамазанов Х.В. находился на Совете депутатов других поселений. Кроме этого с заседания Совета депутатов была удалена жительница Большенагаткинского сельского поселения, которая намеревалась фиксировать ход заседания на видео.

Ссылаются на то, что нормативно-правовыми актами Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» регламентирован порядок открытия первого заседания Совета депутатов, поскольку до проведения первого заседания депутаты не могут осуществлять свои полномочия в полной мере.

Первое заседание Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» проходило в помещении, арендованном предпринимателем, не имеющим отношения к администрации или Совету депутатов. Протокол заседания вел инициатор собрания Сидоров А.В., что является нарушением. Протокол не содержит указания на присутствие на заседании представителя общественной палаты Ульяновской области.

Суд необоснованно критически отнесся к показаниям Ермилова Г.П. и Фадеева Ю.А.; не принято во внимание, что бюллетени для голосования, представленные в судебное заседание, были изготовлены позже и в другом населенном пункте.

При рассмотрении дела нарушены принципы состязательности и равноправия сторон, а также правила оценки доказательств.

В возражениях на апелляционные жалобы Салюкин В.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились административные ответчики Сяпуков Е.Ф., Фадеев Ю.А., Ермилов Г.П., Мерлушкин Ю.П.,         Салюкин В.В., заинтересованные лица, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1).

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя (часть 2).

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.1.1 ст.35 названного Федерального закона уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе (часть 1.2).

Представительный орган поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах (часть 2).

В соответствии со ст.43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

По делу установлено, что по результатам проведенных 09.09.2018 муниципальных выборов депутатов Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Большенагаткинскому десятимандатному избирательному округу депутатами избраны: Ермилов Г.П., Мерлушкин Ю.П., Морозова Т.Ю., Рамазанов Х.В., Ратаева И.И., Салюкин В.В., Сидоров А.В., Сяпуков Е.Ф., Ткачева О.М., Фадеев Ю.А.

Согласно ст.26 Устава муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области порядок организации деятельности Совета депутатов определяется настоящим Уставом и Регламентом, утверждаемым Советом депутатов (п.1).

Совет депутатов поселения принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, на заседаниях. Заседание Совета депутатов не может считаться правомочным, если на нем присутствуют менее 50% от числа избранных депутатов (п.2).

Согласно Уставу МО «Большенегаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области вновь избранный Совет депутатов поселения собирается на первое заседание не позднее 30 дней со дня избрания Совета депутатов поселения в правомочном составе (п.1.1 ст.24).

Глава поселения избирается тайным голосованием Совета депутатов поселения на первом заседании и вступает в должность со дня принятия решения Совета депутатов поселения о его избрании (ст.30 Устава).

Специальный порядок проведения первого Совета депутатов сельского поселения уставом поселения не предусмотрен.

Постановлением Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области от 27.08.2013 №1 утвержден Регламент Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, согласно ст.8 которого (с учетом постановления Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области от 20.08.2018 №1) председатель Совета избирается из числа депутатов путем открытого голосования.

Порядок проведения первого заседания Совета нового состава предусмотрен статьей 24 Регламента, согласно которой вновь избранный Совет собирается на первое заседание в установленный Уставом муниципального образования срок, не позднее чем через 14 дней со дня избрания Совета в правомочном составе.

Первое заседание вновь избранного Совета открывает и ведет председатель территориальной избирательной комиссии муниципального образования и передает полномочия председательствующего старейшему по возрасту депутату, который осуществляет полномочия председательствующего до избрания председателя Совета.

В повестку первого заседания в обязательном порядке включаются вопросы об избрании председателя Совета, его заместителя, депутата в Совет депутатов муниципального образования «Цильнинский район», формировании постоянных комиссий.

Вновь избранный Совет избирает из своего состава депутата в Совет депутатов МО «Цильнинский район» на первом заседании открытым голосованием (п. 24.4).

18.09.2018 состоялось первое заседание нового состава Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, на котором был избран глава поселения – председатель Совета «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области Салюкин В.В., его заместитель – Фадеев Ю.А., депутат в Совет депутатов МО «Цильнинский район» - Сидоров А.В.. Сформированы и утверждены постоянные комиссии по бюджету, социальной и молодежной политике, местному самоуправлению в составе: Салюкина В.В. (председатель), Сидорова А.В., Мерлушкина Ю.П. и по вопросам ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства, аграрной политики, природопользованию и охраны окружающей среды в составе:         Ермилова Г.П., Сяпукова Е.Ф., Фадеева Ю.А. (председатель).

О проведении первого заседания Совета депутатов 18.09.2018 в 14.00 часов вновь избранные депутаты были извещены надлежащим образом, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Доводы Рамазанова Х.В. о том, что он не был извещен о проведении первого заседания Совета депутатов, обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку административный истец не отрицал того обстоятельства, что ему было известно о назначенном на указанную дату заседании вновь избранного Совета депутатов.

То обстоятельство, что Рамазанов Х.В. не изъявил желания участвовать в первом заседании Совета депутатов, инициатором которого являлись шесть депутатов: Сидоров А.В., Салюкин В.В., Фадеев Ю.А., Мерлушкин Ю.П.,         Сяпуков Е.Ф., Ермилов Г.П., не свидетельствует о неизвещении административного истца о дате и месте проведения данного заседания.

Извещение депутатов за один день до даты проведения первого заседания Совета депутатов не свидетельствует о незаконности данного заседания и принятых на нем решений.

Как установлено судом, всем неявившимся на заседание депутатам было известно о том, что первое заседание Совета депутатов назначено на 14.00 часов 18.09.2018, однако их неявка на Совет была вызвана нежеланием присутствовать на заседании по различным причинам.

Нарушения регламента проведения первого Совета депутатов 18.09.2018 судом не установлено.

То обстоятельство, что на первом заседании вновь избранного Совета депутатов не присутствовал председатель территориальной избирательной комиссии, в связи с чем, соответственно, не открывал и не вел заседание Совета, не свидетельствует о нарушении Регламента Совета депутатов.

Установлено, что председатель территориальной избирательной комиссии был надлежаще извещен о проведении 18.09.2018 первого заседания нового состава Совета депутатов «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, однако не явился на него.

Уставом муниципального образования не установлена обязанность представителя территориальной избирательной комиссии проводить указанное мероприятие, как не установлена такая обязанность законодательством о выборах.

Отсутствие представителя территориальной избирательной комиссии на первом заседании Совета депутатов никаким образом не влияет на легитимность данного заседания и принятых на нем решений.

Ссылка в апелляционных жалобах на то, что в нарушение ст.28 Регламента Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области ведение протокола заседания не осуществлялось секретарем - сотрудником администрации поселения, не свидетельствует о нарушении порядка проведения заседания и составления протокола.

Как усматривается из протокола первого заседания Совета депутатов от 18.09.2018 №1 для ведения протокола секретарем первого заседания был избран Сидоров А.В., который вел протокол. В протоколе отражен ход заседания, в том числе отражена явка депутатов в количестве 6 человек, единогласное утверждение повестки заседания, результаты голосования по вопросам избрания главы поселения – председателя Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поседение» Цильнинского района Ульяновской области, заместителя председателя Совета депутатов,  депутата Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поседение» Цильнинского района Ульяновской области в Совет депутатов МО «Цильнинский район», состава постоянно действующих комиссий.

Проведение первого заседания Совета депутатов в помещении, не принадлежащем администрации поселения, никаким образом не влияет на законность заседания Совета депутатов и принятых на нем решений. Помещение, в котором проходило заседание, находится в здании, где расположена администрация поселения, других свободных помещений для проведения заседания не имелось. Кроме того, место проведения заседания Совета ничем не регламентировано.

Нарушения порядка голосования при избрании главы поселения – председателя Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области не установлено.

Доводы административного истца о несоблюдении тайного голосования при избрании главы поселения, а также о том, что представленные в суд бюллетени изготовлены позже, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено нарушения тайны голосования и нашло подтверждение волеизъявление депутатов, участвующих в первом заседании Совета депутатов, которые добровольно проголосовали за кандидатуру Салюкина В.В. на пост главы поселения – председателя Совета депутатов.

Ссылка в жалобах на то, что протокол не содержит указания на присутствие на заседании представителя общественной палаты Ульяновской области, а также на то, что с заседания Совета депутатов была удалена жительница Большенагаткинского сельского поселения, которая намеревалась фиксировать ход заседания на видео, не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку данные обстоятельства никаким образом не повлияли на законность проведенного заседания и принятых на нем решений.

Несогласие в жалобах с оценкой судом показаний Ермилова Г.П. и          Фадеева Ю.А. не опровергает выводы суда и не служит основанием для иной оценки установленных по делу обстоятельств. Данные лица не отрицали ни факта проведения первого заседания Совета депутатов поселения, ни участия в голосовании.

Все изложенные в апелляционных жалобах доводы были предметом рассмотрения суда, и им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Суд верно определил юридически значимые обстоятельства по делу, надлежаще оценил представленные сторонами доказательства и пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях административных ответчиков нарушений закона, влекущих признание незаконными созыва и проведение первого заседания вновь избранного Совета депутатов «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, а также признание недействующими и отмену протокола заседания Совета депутатов и принятых на нем решений.

Решение суда принято с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Рамазанова Ханяфи Валиевича и его представителя Дубровиной Елены Николаевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                      

 

Судьи: