Судебный акт
Решение
Документ от 27.12.2018, опубликован на сайте 09.01.2019 под номером 78297, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-253/2018

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

27 декабря 2018 года                                                                        город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Зуевой Н.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Логистик сервис» о признании недействующим пункта 9072 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.

 

У С Т А Н О В И Л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Логистик сервис» (далее – ООО «Логистик сервис») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 9072 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области      № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года (далее Перечень).

В обоснование административного иска указано, что в Перечень включен объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности:

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, общей площадью 227,6 кв.м, расположенное по адресу: *** (пункт 9072 Перечня).

Полагает, что вышеуказанный объект недвижимого имущества не подлежал включению в Перечень, утвержденный оспариваемым приказом, в связи с тем, что он не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), поскольку земельный участок с кадастровым номером ***, на котором расположено помещение, имеет вид разрешенного использования: для размещения склада для минеральной воды и трансформаторной подстанции, категория земель: земли населенных пунктов, и не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Основным видом деятельности ООО «Логистик сервис» является предоставление услуг агентов по снабжению, а также сдача в аренду складских и производственных объектов. Помещение используется работниками для организации производственного процесса. Объектов торговли, бытового обслуживания в помещении не имеется. Доступ на территорию предприятия является ограниченным.

Таким образом, спорный объект недвижимого имущества необоснованно включен в Перечень.

Оспариваемый приказ в части включения в Перечень пункта 9072 нарушает права ООО «Логистик сервис», так как неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

Представитель административного истца Богданова Э.Р. поддержала заявленные административные исковые требования. Привела доводы, аналогичные изложенным в административном иске. Дополнила, что в спорном помещении отсутствуют кабинеты или иные вспомогательные помещения. Указанное помещение передано в аренду ПО УЗМВ «Волжанка» на основании договора аренды нежилых зданий и земельных участков от 1 декабря 2013 года. Территория огорожена забором, охрана объектов осуществляется силами арендатора, на территории действует пропускной режим, свободный доступ на территорию третьих лиц запрещен. 4 декабря 2018 года общество обратилось в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с двумя заявлениями: об определении вида фактического использования  и об исключении спорного объекта недвижимости из Перечня, до настоящего времени ответа не получено. Мероприятий по определению фактического использования спорного помещения на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.

Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее – Агентство), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В возражениях на административное исковое заявление указал, что оспариваемый приказ был принят в пределах предоставленных Агентству полномочий, официально опубликован. Перечень объектов, включённых в Приказ № 157-ПОД, формировался на основании предоставленных Управлением Росреестра по Ульяновской области сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Объект недвижимости с кадастровым номером ***, указанный в пункте 9072 был включен в Перечень с учетом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о наименовании и назначении, а также вида разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен. Административный истец обратился 13 декабря 2018 года с заявлением об определении вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером ***, Агентством принято решение, согласно которому пункт 9072 будет исключен из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 6 указанной статьи административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 № 1/20-П, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества. Перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области. Размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.

Административный истец обратился в суд 4 декабря 2018 года, т.е. в период действия оспариваемого нормативно-правового акта.

В пункт 9072 Перечня Агентство включило:

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, общей площадью 227,6 кв.м, расположенное по адресу: ***.

Приказ № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан в соответствии с порядком подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 12 июля 2013 года № 288-П.

Приказ опубликован в газете «Ульяновская правда» № 89 от 30 ноября 2017 года.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и официально опубликован.

Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.

Статьей 1.1 Закона Ульяновской области от 02 сентября 2015 года            № 99-ЗО (в редакции на момент издания оспариваемого приказа) «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пунктам 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, по смыслу приведенных положений федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что в Перечень подлежало включению лишь такое недвижимое имущество, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами.

Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, из письменных пояснений представителя административного ответчика следует, что помещение включено в Перечень на 2018 год с учетом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о наименовании и назначении, а также о виде разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен.

Акта фактического использования помещений на момент формирования Перечня не составлялось.

Из материалов дела следует, что принадлежащие административному истцу помещения расположены на земельном участке, принадлежащем административному истцу, с кадастровым номером *** и видом разрешенного использования: для размещения склада для минеральной воды и трансформаторной подстанции, категория земель: земли населенных пунктов. При этом вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Согласно техническому паспорту наименование и назначение принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с кадастровым номером *** – «помещение», «производственное».

Указанное помещение выполняют функции при производстве. На территории, где располагается помещение, действует пропускной режим, что исключает свободный доступ к помещениям неограниченного числа лиц.

Данное обстоятельство подтверждается представленными представителем административного истца документами и фотографиями.

Таким образом, доказательства фактического использования помещений как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания отсутствуют.

По общему правилу, обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Между тем каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих правомерность включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, принадлежащего административному истцу помещения, административным ответчиком в суд не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что принадлежащие административному истцу помещения включены в Перечень необоснованно.

С учетом установленных обстоятельств требования административного истца подлежат удовлетворению, а пункт 9072 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года - признанию недействующими, как не соответствующий нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу – статье 378.2 НК РФ.

Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в 2018 году и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Учитывая, что защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу статьи 3 КАС РФ является задачей административного судопроизводства, а оспоренный приказ вступил в противоречие с нормативны актом, имеющим большую юридическую силу, со дня его принятия, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые пункты Перечня, утвержденного приказом, подлежит признанию недействующим со дня принятия Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Приказа № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 КАС РФ.

По смыслу главы 10 КАС РФ, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные административным истцом по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей, подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежными поручениями № 2318 от 28 ноября 2018 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Логистик сервис» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 9072 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области      № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.

Взыскать с Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Логистик сервис» расходы по уплате госпошлины в размере 4500 рублей.

Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                   Н.В.Зуева