Судебный акт
О включении периодов работы в стаж
Документ от 25.12.2018, опубликован на сайте 29.12.2018 под номером 78287, 2-я гражданская, О включении в трудовой стаж, являющийся основанием для исчисления пенсии по старости и возложении обязанности произвести перерасчет и начисление пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шестаева Н.И.                                                                       Дело №33-5656/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           25 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Рыбалко В.И.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонного) на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 8 октября 2018 года, по которому постановлено:

Исковые требования Рузавина Алексея Александровича удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) включить в страховой стаж Рузавина Алексея Александровича, *** года рождения периоды его работы с 26.11.1979 по 01.12.1980 в РО «Т***» и с 11.11.1981 по 10.05.1983 в С*** «Р***» и произвести перерасчет страховой пенсии с учетом включения данных периодов трудовой деятельности с 30.07.2018.

В удовлетворении исковых требований Рузавина Алексея Александровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) о включении в трудовой стаж, являющийся основанием для исчисления пенсии по старости, периода работы в С*** «Р***» по 11.05.1983 отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Рузавина А.А., его представителя Седова П.М., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Рузавин А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) (далее по тексту также Управление Пенсионного фонда) о включении в трудовой стаж, являющийся основанием для исчисления пенсии по старости, периодов работы и возложении обязанности произвести перерасчет и начисление пенсии.

Иск мотивировал тем, что с 04.03.2014 он является получателем пенсии по старости (досрочно). Однако, решением Управления Пенсионного фонда №531 от 25.07.2018 из общего трудового и страхового стажа исключены периоды работы с 26.11.1979 по 01.12.1980 в районном объединении «Т***», и с 11.11.1981 в предприятии района «Р***», что послужило основанием для уменьшения размера получаемой пенсии. Комиссия расценила указанные периоды работы, как документально не подтвержденные. Кроме этого указала на отсутствие подписи работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, а с 11.11.1981 - отсутствие записи об увольнении. С указанным решением УПФ РФ он не согласен, считает его незаконным.

Просил включить в трудовой стаж, являющийся основанием для исчисления пенсии по старости, периоды его работы с 26.11.1979 по 01.12.1980 в районном объединении «Т***» и с 11.11.1981 по 11.05.1983 в предприятии «Р***», а также обязать Управление Пенсионного фонда произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом указанных выше периодов.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) в апелляционной жалобе просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме. В жалобе указывает, что суд необоснованно включил спорные периоды в страховой стаж истца, поскольку последним не было представлено первичных документов, из которых можно было бы сделать вывод о его работе в данные периоды. Дополняет, что суд обязал ответчика произвести расчёт пенсии истца с даты вынесения решения об устранении ошибки, допущенной при установлении и выплате пенсии, что не применимо в соответствии с нормами действующего законодательства.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Рузавина А.А. – Седов П.М. просит оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

Представители ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 11.03.2014 Рузавину А.А. назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствие с подпунктом 1 части 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Управления Пенсионного фонда в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) от 25.07.2018 № 531 исключены из общего и страхового стажа периоды работы Рузавина А.А. с 26.11.1979 по 01.12.1980, с 11.11.1981 по 10.05.1983, так как документально работа не подтверждена.

30.07.2018 Управлением Пенсионного фонда принято решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении Рузавину А.А. пенсии 11.03.2014, в связи с неправильным определением стажевого коэффициента.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона № 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника (ч. 3 ст. 14).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, действовавшим на момент назначения пенсии истцу, утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, необходимого для установления трудовых пенсий.

Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 28 указанных Правил предусмотрено, что периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные подпунктом «а» пункта 1 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:

1) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;

2) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;

3) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.

Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии(пункт 29 Правил).

Согласно записям в трудовой книжке Рузавин А.А. 26.11.1979 принят учеником слесаря в С*** транспортное предприятие!% РО «Т***»(приказ № *** от 26.11.1979), 01.12.1980 уволен в связи с поступлением в С***(приказ № *** от 01.12.1981); 11.11.1981 принят трактористом в С*** «Р***»(приказ № *** от 10.11.1981); 1983-1985 – служба в рядах СА; 08.07.1985 – принят на работу в С*** «Р***» в качестве тракториста.

03.11.1981 Рузавину А.А. выдан аттестат № *** о том, что он 01.12.1980 поступил и 03.11.1981 окончил С*** № *** р.п. К*** У*** области по профессии тракторист-машинист 3 класса.

Согласно выписке из приказа №*** от 10.11.1981 по С*** Рузавин А.А. принят на работу трактористом с 10.11.1981.

Военным билетом НП №*** подтверждается прохождение Рузавиным А.А. действительной военной службы с 11.05.1983 по 12.06.1985.

В соответствии с архивной справкой №*** от 11.09.2018. в документах архивного фонда по С*** Р*** по лицевым счетам значится Рузавин Алексей Александрович, указана его заработная плата за январь 1983 года, документы по заработной плате за 1981-1982г.г. в архив не поступали.

По сведениям администрации МО «Сурский район» от 20.09.2018 в книге приказов по личному составу по С*** «Р***» за 1982 год приказов о переводах, отпусках и увольнении Рузавина А.А. не обнаружено.

Согласно архивной справке от 11.09.2018 № *** в книгах приказов и лицевых счетах за 1979-1980г.г. по С*** «Т***» Рузавин А.А. не значится.

В соответствии с исторической справкой от 11.09.2018 № 1116 С*** «Т***» образовано в январе 1972 года. На основании приказа Государственного агропромышленного комитета РСФСР от 19.02.1986 № 69 АПТ «Т***» переименовано в АТП «С***». В 2005 году С*** ликвидировано.

Учитывая отсутствие вины истца в том, что работодателем были допущены нарушения при оформлении его трудовой книжки, с учетом совокупности всех доказательств, а также показаний свидетелей П*** А.А., А*** Г.Н., Д*** Ю.Б., работавших в ТП «Т***» в 1979-1980г.г., А*** А.П., С*** Е.Г., Л*** В.Н., работавших в С*** Р*** в 1981-1986г.г., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что периоды работы истца с 26.11.1979 по 01.12.1980 в РО «Т***» и с 11.11.1981 по 10.05.1983 в С*** «Р***» должны быть засчитаны в его общий и страховой стаж.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования истца.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование закона и опровергаются материалами дела, исследованными судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу и приведенными выше.

Ссылка автора жалобы на то, что записи в трудовую книжку истца о спорных периодах работы внесены с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, не влияет на правильность принятого судом решения. В соответствии с действующим трудовым законодательством обязанность по ведению трудовых книжек возложена на работодателя, следовательно, в связи с небрежным оформлением трудовой книжки право Рузавина А.А. на включение в стаж спорных периодов не должно быть нарушено.

Доводы жалобы о неправомерном обязании ответчика произвести перерасчёт пенсии истца с даты вынесения решения об устранении ошибки, допущенной при установлении и выплате ему пенсии, не являются основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что размер выплачиваемой истцу пенсии уменьшился с октября 2018 года. Данный факт подтверждается также справкой о выплате Рузавину А.А. пенсии за период с 01.01.2018 по 30.11.2018, представленной истцом с возражениями на апелляционную жалобу. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно обязал ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом включения в стаж вышеуказанных периодов с момента принятия пенсионным органом решения об исключении их из подсчета общего и страхового стажа.

Иные доводы апелляционной жалобы правового значения для настоящего дела не имеют и не могут свидетельствовать о незаконности судебного решения.

Основываясь на изложенном, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 8 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонного) – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи