Судебный акт
Ремонт дома
Документ от 25.12.2018, опубликован на сайте 29.12.2018 под номером 78257, 2-я гражданская, об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного дома, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья  Климонтова Е.В.                                                                     Дело № 33-5287/2018                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   25 декабря 2018 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Старостиной И.М., Казаковой М.В.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 сентября 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Шилина Валерия Викторовича, Лазаревой Александры Алексеевны, Бочкова Вадима Геннадьевича, Захаровой Татьяны Николаевны к администрации города Ульяновска об обязании провести капитальный ремонт лифтов и лифтового оборудования удовлетворить.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность по проведению капитального ремонта лифтов и лифтового оборудования в подъездах №№ 1, 2, 3, 4 многоквартирного жилого дома по проезду ***, путем их полной замены.

 

Заслушав   доклад    судьи   Старостиной И.М., пояснения представителя Шилина В.В., Лазаревой А.А., Бочкова В.Г., Захаровой Т.Н. - Клименко Н.А., пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью «УК МегаЛинк» - Салиховой Е.С., полагавших необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Шилин В.В., Лазарева А.А., Бочков В.Г., Захарова Т.Н. обратились в суд с иском к администрации города Ульяновска об обязании провести капитальный ремонт лифтов и лифтового оборудования.

В обоснование иска указали, что они являются собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. ***. Дом сдан в эксплуатацию в 1976 году и в настоящее время находится в управлении общества с ограниченной ответственностью «УК МегаЛинк» (далее – ООО «УК МегаЛинк»).

За 42 года эксплуатации лифты и лифтовое оборудование во всех 4-х подъездах многоквартирного дома имело значительный износ, давно превышены сроки их эксплуатации.

В настоящее время требуется срочный капитальный ремонт лифтов и лифтового оборудования, путем их замены на новые.

Продолжительность эксплуатации лифтов до капитального ремонта составляет 25 лет. Лифты во всех четырех подъездах данного дома введены в эксплуатацию в январе 1976 года, следовательно, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации лифтов в многоквартирном доме истекла.

Просили обязать администрацию города Ульяновска провести капитальный ремонт лифтов и лифтового оборудования в подъездах №№ 1, 2, 3, 4 дома № *** по ***, путем их полной замены.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: ООО «УК МегаЛинк», общество с ограниченной ответственностью «Технология-Сервис».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В жалобе указывает, что администрация города Ульяновска в договорных отношениях с истцами не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Производство капитального ремонта в полномочия администрации не входит.

В соответствии с Уставом муниципального образования «город Ульяновск» администрация города является исполнительно-распорядительным органом. Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет муниципального образования не поступают.

В материалы дела не представлены доказательства того, что на момент приобретения права собственности на жилое помещение общее имущество многоквартирного дома нуждалось в проведении капитального ремонта.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и решением Ульяновской Городской Думы от 25.06.2014 № 80 «О бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Ульяновск», бюджет муниципального образования «город Ульяновск» утверждается ежегодно Ульяновской Городской Думой, а не администрацией города Ульяновска.

Представитель Шилина В.В., Лазаревой А.А., Бочкова В.Г., Захаровой Т.Н. – Клименко Н.А. в возражениях на жалобу просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.           

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке  является, в том числе нарушение или неправильное применение  норм материального права. Неправильным  применением норм материального права являются  также  неприменение закона, подлежащего применению, применение закона, не подлежащего применению.

Истцы обратились в суд с иском к администрации города Ульяновска об обязании провести капитальный ремонт лифтов и лифтового оборудования, путем их полной замены.

Рассмотрев заявленные исковые требования и удовлетворив их, суд неправильно установил юридически значимые обстоятельства и не применил закон,  подлежащий применению – статья 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации – предусматривающая в развитие положений статьи 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» определенный порядок проведения капитального ремонта, что является основанием к отмене судебного решения.    

Из материалов дела следует, что Шилин В.В. является сособственником квартиры *** в доме *** по *** (1/3 доля в праве общей долевой собственности), Лазарева А.А. – квартиры № *** (1/2 доля в праве общей долевой собственности), Бочков В.Г. – квартиры № *** (1/3 доля в праве общей долевой собственности), Захарова Т.Н. –  квартиры № ***.

Право собственности возникло у каждого истца на основании договоров передачи жилой площади в собственность граждан от 09.09.2004 № ***, от 13.02.2006 № ***, от 02.02.2006 № *** и от 11.10.2006 № ***Н, соответственно, заключенных с Комитетом   по   управлению городским имуществом г. Ульяновска, права зарегистрированы в ЕГРП в установленном законом порядке.

Многоквартирный дом № 7 по адресу: г. ***, девятиэтажный, четырехподъездный, год ввода в эксплуатацию – 1976.

Данный жилой дом находился в управлении ООО «УК МегаЛинк».

Согласно статье 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация занимаемых гражданами жилых помещении в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим  наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» указано, что изменения, внесенные в правовое регулирование  отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом от  25.12.2012    № 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая не утратила силу и продолжает действовать, т.е. обязывает прежних наймодателей  жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи  публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по  производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.

При этом  на спорные правоотношения распространяются также и положения статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 20.12.2017 № 399-ФЗ.

Согласно статье 2 данного Вводного закона, статья 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» дополнена словами «в порядке, установленном  жилищным законодательством Российской Федерации».

В силу статьи 3 Вводного закона, настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования – 20.12.2017.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела данная норма распространялась на спорные правоотношения и подлежала применению.

В соответствии  с пунктом 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном  доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества  в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме  выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являющиеся наймодателем (далее – бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Согласно пункту 2 данной статьи, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества  многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилого фонда, действовавшими на указанную дату,  определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса.

Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения») п. 5.1 установлено, что капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов до постановки на капитальный ремонт  – 20 лет.

В соответствии с ГОСТ 22011-95 и пунктом 3.3 РД 10-72-94 Методических рекомендаций по проведению обследования технического состояния лифтов…, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.07.1994 нормативный срок службы для лифтов составляет 25 лет.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) при отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.

Как следует из инвентарного дела, дом № ***, 1976 года постройки.

По запросу судебной коллегии Управлением жилищно – коммунального хозяйства и благоустройства города Ульяновска предоставлена информация, согласно которой  дата заключения первого договора приватизации квартиры в доме № 7 по проезду Сиреневый города Ульяновска – 05.02.1993.

С учетом того, что с момента сдачи указанного дома в эксплуатацию и до даты приватизации первой квартиры прошло 17 лет, что значительно меньше минимальной продолжительности эффективной эксплуатации зданий и объектов до постановки на капитальный ремонт, в том числе и эффективной эксплуатации отдельных элементов (лифтов и лифтового оборудования), доказательств того, что дом № 7 по проезду Сиреневый (его отдельные элементы) требовал капитального ремонта и был включен в соответствующую программу в 1993 году, суду не представлено.

Тот факт, что в настоящее время истек срок эксплуатации лифтов и лифтового оборудования жилого многоквартирного дома, а также нуждаемость в проведении их капитального ремонта, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку не является основанием для возложения в настоящее время на администрацию города Ульяновска (бывшего наймодателя) обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома № 7 по проезду Сиреневый.

Так, в силу действующего жилищного законодательства  правовым основанием для возложения на бывшего наймодателя обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома является установленная необходимость такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме.

Исходя из вышеизложенного исковые требования Шилина В.В., Лазаревой А.А., Бочкова В.Г., Захаровой Т.Н. к администрации города Ульяновска об обязании провести капитальный ремонт лифтов и лифтового оборудования многоквартирного дома *** удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                      Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 сентября 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Шилина Валерия Викторовича, Лазаревой Александры Алексеевны, Бочкова Вадима Геннадьевича, Захаровой Татьяны Николаевны к администрации города Ульяновска об обязании провести капитальный ремонт лифтов и лифтового оборудования многоквартирного дома № 7 по проезду Сиреневый в г. Ульяновске, отказать.

Председательствующий

Судьи: