Судебный акт
Ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ
Документ от 21.12.2018, опубликован на сайте 28.12.2018 под номером 78211, Админ. надзор, КоАП: ст. 8.25 ч.4, оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу

                                                                                      Дело №  4А - 554/2018

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            21  декабря 2018 года

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу адвоката Калиты Александра Александровича, действующего в защиту интересов общества с ограниченной ответственностью «ЛесПроект», на вступившие в законную силу постановление начальника отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Микки П.И. от 23 апреля 2018 года, решение судьи Карсунского районного суда Ульяновской области от 6 июля 2018 года и решение  судьи Ульяновского областного суда от 20 сентября 2018 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛесПроект» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

постановлением начальника отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Микки П.И. от 23 апреля 2018 года ООО «ЛесПроект» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения ООО «ЛесПроект» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «ЛесПроект» через своего законного представителя обжаловало его в Карсунский районный суд Ульяновской области, а впоследствии через своего защитника – в Ульяновский областной суд.

Решением судьи Карсунского районного суда Ульяновской области от            6 июля 2018 года данное постановление должностного лица изменено, исключены сведения о нарушении п.п. «а»  п. 11 договора аренды лесного участка от 10.12.2008 ***, выразившееся в нарушении п.п. 18, 22 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации от 22.11.2017 № 626, а именно: в назначении в квартале 78, выделе 16 Беловодского участкового лесничества в рубку лучших деревьев, назначении в Сосновском участковом лесничестве квартал 93, выдел 10, делянка 3 в рубку лучших деревьев и рубку в меньшем объеме, чем предусмотрено лесной декларацией.

Решением судьи Ульяновского областного суда от 20 сентября 2018 года постановление должностного лица и решение судьи Карсунского районного суда Ульяновской области оставлены без изменения.

В настоящей жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, адвокат Калита А.А., действующий в защиту интересов ООО «ЛесПроект», не соглашается с вынесенными по делу постановлением должностного лица и судебными решениями, просит их отменить, а производство по делу – прекратить.

В обоснование жалобы указано, что при рассмотрении дела судебными инстанциями оставлены без внимания нарушения норм материального и процессуального права, допущенные должностным лицом отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области при вынесении постановления о назначении административного наказания.

Полагает, что должностным лицом и судебными инстанциями не принято во внимание то обстоятельство, что после заключения договора аренды изменился лесной план субъекта. Объемы выполненных ООО «ЛесПроект» в 2017 году мероприятий по обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах соответствуют объемам указанных мероприятий, предусмотренных лесным планом.

Автор жалобы указывает, что обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, не соответствуют действительности. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст. 28.5 КоАП РФ, поскольку между выявлением нарушения и составлением протокола прошло значительное время.

Полагает, что внеплановая проверка ООО «ЛесПроект» была проведена с нарушением норм действующего законодательства. Проверка была проведена по инициативе самого Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, что, по мнению автора жалобы, недопустимо.

Акт проверки составлен с нарушением действующего законодательства, поскольку в нем нет указания на дату и время его составления.

Копия акта не была направлена юридическому лицу либо вручена представителю юридического лица.

Лицо, в отношении которого велось административное производство, не было извещено о времени и месте рассмотрения дела. Согласно протоколу об административном правонарушении явиться необходимо было в 2017 году.

Ссылается на невозможность исполнения оспариваемого постановления должностного лица Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, поскольку указанное министерство на основании Указа Губернатора Ульяновской области от 19 июня 2018 года № 57 реорганизовано.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 4 ст. 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно положениям ст. 64 Лесного кодекса РФ уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия).

Частью 1 ст. 99 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и ООО «ЛесПроект» 10 декабря 2008 года заключен договор аренды лесного участка №*** (л.д. 40-51).

Согласно условиям данного договора арендатору (ООО «ЛесПроект») предоставлен во временное пользование (аренду) находящийся в государственной собственности земельный участок, имеющий местоположение: Ульяновская область, МО «Карсунский район», Карсунское лесничество, Карсунское участковое лесничество кварталы 1-132, Вальдиватское участковое лесничество, кварталы 1-99, Суховское участковое лесничество, кварталы 1-111, Беловодское участковое лесничество, кварталы 1-85, Сосновское участковое лесничество, кварталы 1-126 для использования в целях заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства.

В соответствии с условиями данного договора, арендатор обязался использовать  лесной  участок  по назначению в соответствие  с  лесным  законодательством, иными  нормативно-правовыми  актами Российской Федерации, договором аренды; осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, на условиях в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № 6 (подп. «а», «д», «е» п. 11 договора аренды лесного участка).

Установлено, что в период с 12 декабря 2018 года по 20 февраля 2018 года Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в ходе проведения внеплановой выездной проверки лесного участка, арендованного ООО «ЛесПроект», выявлены следующие нарушения.

Согласно акту сдачи-приема выполненных работ от 10.01.2018 *** арендатором ООО «ЛесПроект»  мероприятия по охране лесов от пожаров, по санитарной  безопасности в лесах, лесовосстановлению и уходу за лесом в 2017 году исполнены в меньших объемах, чем предусмотрены договором аренды, а именно: эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров 374,7 км вместо 486 км; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, 71 шт. вместо 84 шт.; установление шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывание граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности 60 шт. вместо 62 шт.; рубка поврежденных насаждений (сплошные санитарные рубки) на площади 23,6 га, объемом 3,194 тыс.куб.м вместо 59 га и 6,25 тыс.куб.м; естественное лесовосстановление (содействие лесовосстановлению) 25,8 га вместо                158 га; осветление и прочистка 250,4 га, объем 1,252 тыс.куб.м вместо 248 га и 2,740 тыс.куб.м; прореживание на площади 208,5 га, объемом 11,932 тыс.куб.м вместо 256 га, объемом 11,100 тыс.куб.м.

Вина ООО «ЛесПроект» в совершении вмененного деяния (бездействия) подтверждается исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в постановлении должностного лица и судебных решениях доказательствами, которые оценены в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.

Суды предыдущих инстанций пришли к правильному выводу о том, что факт нарушения ООО «ЛесПроект» лесного законодательства нашел свое подтверждение, поскольку Общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению условий договора аренды лесного участка, что свидетельствует о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения ООО «ЛесПроект» условий договора аренды при использовании лесного участка, а также свидетельствующих о том, что юридическое лицо осуществило все зависящие от него меры по недопущению данного нарушения, в материалах дела не имеется.

С учетом вышеизложенного, обоснованность привлечения ООО «ЛесПроект» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Наказание ООО «ЛесПроект» назначено в соответствии с санкцией ч.4 ст.8.25 КоАП РФ.

Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных решений.

Несостоятельными являются доводы жалобы о том, что внеплановая выездная проверка в отношении ООО «ЛесПроект» проведена с нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателем при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, проверка проводилась Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в период с 12.02.2018 по 20.02.2018 на основании распоряжения Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 07.02.2018 № ***  (л.д. 31-33).

Основанием для ее проведения послужило мотивированное представление директора Департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 05.02.2018 (л.д. 104).

Проведение проверки согласовано с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой 08.02.2018 (л.д. 39).

Распоряжение о проведении проверки от 07.02.2018 № *** ООО «ЛесПроект» получено 09.02.2018 (л.д. ).

По результатам проведенной проверки 20.02.2018 составлен акт, в котором отражены выявленные нарушения условий договора аренды лесного участка при его использовании, допущенные ООО «ЛесПроект» (л.д. 52-59).  Акт проверки 26.02.2018 направлен ООО «ЛесПроект» и вручен 28.02.2018 (л.д. 93).

Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ уполномоченным на то должностным лицом.

Информация о месте и времени оставления протокола об административном правонарушении была направлена в ООО «ЛесПроект» своевременно (л.д. 86).

Нарушение установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным и не исключает производство по делу об административном правонарушении.

Доводы жалобы о невозможности исполнения оспариваемого постановления должностного лица Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области ввиду того, что указанное министерство на основании Указа Губернатора Ульяновской области от 19.06.2018 № 57 реорганизовано, основаны на неверном толковании норм КоАП РФ и не могут быть признаны состоятельными.

Доводы жалобы о том, что вина ООО «ЛесПроект» в совершении инкриминируемого правонарушения отсутствует, поскольку в лесном плане  установлен меньший объем работ, чем в договоре аренде лесного участка, являются несостоятельными, поскольку, как правильно указали суды предыдущих инстанций, состав административного правонарушения образует сам факт использования лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. С момента изменения лесного плана субъекта Обществом не было принято каких-либо  мер по вопросу внесения изменений в договор аренды лесного участка. Объемы предусмотренных договором аренды мероприятий согласуются с объемами таких работ, предусмотренных проектом освоения лесов на арендуемом обществом лесном участке.

Другие доводы жалобы отмену оспариваемых актов также не влекут, поскольку фактически сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьями  районного суда и областного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебных решениях. Эти доводы не опровергают наличие вины юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Учитывая изложенное, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

постановление начальника отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Микки П.И. от 23 апреля 2018 года, решение судьи Карсунского районного суда Ульяновской области от 6 июля 2018 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 20 сентября 2018 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛесПроект» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу адвоката Калиты Александра Александровича, действующего в защиту интересов общества с ограниченной ответственностью «ЛесПроект», – без удовлетворения.

 

Заместитель председателя                                                                                                  Ульяновского областного суда                                                             Л.В. Болбина