Судебный акт
Решение
Документ от 21.12.2018, опубликован на сайте 29.12.2018 под номером 78133, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-248/2018

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

21 декабря 2018 года                                                                        город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Зуевой Н.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

с участием прокурора Сальникова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТФ «Волжанка» о признании недействующим пункта 11 501 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.

 

У С Т А Н О В И Л:

 

общество с ограниченной ответственностью «ТФ «Волжанка» (далее – ООО «ТФ «Волжанка») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 11 501 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года (далее Перечень).

В обоснование административного иска указано, что в Перечень включен объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности:

- помещения с кадастровым номером ***, общей площадью 884,7 кв.м, литер Б1, расположенные по адресу: *** (пункт 11 501 Перечня).

Полагает, что вышеуказанный объект недвижимого имущества не подлежал включению в Перечень, утвержденный оспариваемым приказом, в связи с тем, что он не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), поскольку земельный участок, на котором расположены помещения имеет вид разрешенного использования: под основным производством, и не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Земельный участок находится в зоне ПК (зона предприятий и складов V-IV классов вредности).

Помещения фактически используются для уставной деятельности ООО «ТФ «Волжанка». Основным видом деятельности ООО «ТФ «Волжанка» является оптовая продажа минеральной, питьевой  воды и безалкогольных напитков под торговой маркой «Волжанка». Кабинеты и подсобные помещения, расположенные в спорных помещениях используются работниками для организации производственного процесса (непосредственно осуществление оптовых продаж, организации логистики по доставке продукции, оформление необходимой документации по реализации продукции). Объектов торговли, бытового обслуживания в здании не имеется. Доступ на территорию предприятия является ограниченным. Таким образом, спорный объект недвижимого имущества необоснованно включен в Перечень.

Оспариваемый приказ в части включения в Перечень пункта 11 501 нарушает права ООО «ТФ «Волжанка», так как неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

Представитель административного истца Фомина В.И. поддержала заявленные административные исковые требования. Привела доводы, аналогичные изложенным в административном иске. Дополнила, что в аренду помещения не сдаются. Территория огорожена забором, осуществляется охрана объекта, на территории действует пропускной режим и свободный доступ на территорию третьих лиц запрещен. 27 ноября 2018 года ООО «ТФ «Волжанка» обратилось к административному ответчику с двумя заявлениями: об определении вида фактического использования помещений и об исключении спорного объекта недвижимости из Перечня. Ответ в адрес ООО «ТФ «Волжанка» не поступил. Мероприятий по определению фактического использования спорного здания на момент формирования и утверждения перечня не проводилось.

Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее – Агентство), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В возражениях на административное исковое заявление указал, что административные исковые требования не признает, сославшись на то, что оспариваемый приказ был принят в пределах предоставленных Агентству полномочий, официально опубликован. Перечень объектов, включённых в Приказ № 157-ПОД, формировался на основании предоставленных Управлением Росреестра по Ульяновской области сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Объект недвижимости с кадастровым номером ***, указанный в пункте 11 501 был включен в Перечень с учетом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также сведений, содержащихся в плане недвижимого имущества. Административный истец обращался с заявлением об определении вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером ***, однако Агентством принято решение о соответствии данного объекта недвижимости критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 6 указанной статьи административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 № 1/20-П, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества. Перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области. Размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.

Административный истец обратился в суд 29 ноября 2018 года, т.е. в период действия оспариваемого нормативно-правового акта.

В пункт 11 501 Перечня Агентство включило:

- помещения с кадастровым номером ***, общей площадью 884,7 кв.м, литер Б1, расположенные по адресу: ***.

Приказ № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан в соответствии с порядком подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 12 июля 2013 года № 288-П.

Приказ опубликован в газете «Ульяновская правда» № 89 от 30 ноября 2017 года.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и официально опубликован.

Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.

Статьей 1.1 Закона Ульяновской области от 02 сентября 2015 года            № 99-ЗО (в редакции на момент издания оспариваемого приказа) «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пунктам 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, по смыслу приведенных положений федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что в Перечень подлежало включению лишь такое недвижимое имущество, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами.

Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, из пояснений представителя административного ответчика следует, что помещения включены в Перечень на 2018 год с учетом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также сведений, содержащихся в плане недвижимого имущества.

Акта фактического использования помещений на момент формирования Перечня не составлялось.

Из материалов дела следует, что принадлежащие административному истцу помещения расположены на земельном участке, принадлежащем административному истцу, с кадастровым номером *** и видом разрешенного использования «под производственными зданиями». Земельный участок находится в зоне ПК (зона предприятий и складов V-IV классов вредности). При этом вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Согласно плану недвижимого имущества (с описанием) и выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости наименование и назначение принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с кадастровым номером *** – «помещения пристроя лит. Б1». В данных помещениях находятся:

- подвал: бытовое – 62,13 кв.м, бытовое – 50,07 кв.м, бытовое – 40,97 кв.м, коридор – 2,73 кв.м, бытовое – 48,73 кв.м, эл.щитовая – 2,98 кв.м, подсобное – 3,25 кв.м;

- 1 этаж: кабинет – 26,73 кв.м, кабинет – 12,01 кв.м, тамбур – 4,05 кв.м, кабинет – 18,11 кв.м, кабинет – 21,99 кв.м, коридор – 8,24 кв.м, кабинет – 26,48 кв.м, подсобное – 2,22 кв.м, санузел – 1,20 кв.м, санузел – 1,08 кв.м, санузел – 1,08 кв.м, санузел – 1,20 кв.м, лестничная клетка – 12,22 кв.м, кабинет – 16,95 кв.м, коридор – 25,86 кв.м, кабинет – 20,36 кв.м, кабинет – 9,23 кв.м, кабинет – 6,95 кв.м, кабинет – 6,20 кв.м, коридор – 1,01 кв.м;

- 2 этаж: кабинет – 16,40 кв.м, кабинет – 12,05 кв.м, коридор – 29,95 кв.м, кабинет – 18,18 кв.м, кабинет – 22,16 кв.м, коридор – 8,25 кв.м, кабинет – 26,44 кв.м, подсобное – 2,18 кв.м, санузел – 1,20 кв.м, санузел – 1,09 кв.м,  санузел – 1,09 кв.м,  санузел – 1,21 кв.м, лестничная клетка – 14,35 кв.м, кабинет – 17,04 кв.м, кабинет – 20,38 кв.м, кабинет – 16,56 кв.м, гардероб – 5,58 кв.м, санузел – 4,10 кв.м, кабинет – 6,25 кв.м.  

- 3 этаж: холл – 69,12 кв.м, кабинет – 50,55 кв.м, кабинет – 25,92 кв.м, подсобное – 2,17 кв.м, санузел – 1,18 кв.м, санузел – 1,09 кв.м, санузел – 1,16 кв.м, санузел – 1,34 кв.м, лестничная клетка – 14,13 кв.м, кабинет – 53,05 кв.м, кабинет – 6,45 кв.м.

Таким образом, помещения с кадастровым номером *** выполняют функции помещений при производстве, используется под вспомогательные функции. Помещения находятся в пристрое лит. Б1, который расположен на территории, где действует пропускной режим, что исключает свободный доступ к помещениям неограниченного числа лиц.

Данное обстоятельство также подтверждается представленными представителем административного истца фотографиями.

Таким образом, доказательства фактического использования помещений как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания отсутствуют.

По общему правилу, обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Между тем каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих правомерность включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, принадлежащих административному истцу помещений, административным ответчиком в суд не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что принадлежащие административному истцу помещения включены в Перечень необоснованно.

С учетом установленных обстоятельств требования административного истца подлежат удовлетворению, а пункт 11 501 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года - признанию недействующими, как не соответствующий нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу – статье 378.2 НК РФ.

Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в 2018 году и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Учитывая, что защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу статьи 3 КАС РФ является задачей административного судопроизводства, а оспоренный приказ вступил в противоречие с нормативны актом, имеющим большую юридическую силу, со дня его принятия, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые пункты Перечня, утвержденного приказом, подлежит признанию недействующим со дня принятия Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Приказа № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 КАС РФ.

По смыслу главы 10 КАС РФ, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные административным истцом по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей, подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежными поручениями № 2318 от 28 ноября 2018 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ТФ «Волжанка» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 11 501 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.

Взыскать с Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «ТФ «Волжанка» расходы по уплате госпошлины в размере 4500 рублей.

Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                   Н.В.Зуева