Судебный акт
Решение
Документ от 21.12.2018, опубликован на сайте 29.12.2018 под номером 78132, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-249/2018

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

21 декабря 2018 года                                                                        город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Зуевой Н.В.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Сальникова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительная компания КПД-2» о признании недействующим пункта 12 589 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.

 

У С Т А Н О В И Л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительная компания КПД-2» (далее – ООО «ИСК КПД-2») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 12 589 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года (далее Перечень).

В обоснование административного иска указано, что в Перечень включен объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности:

- помещения с кадастровым номером ***, общей площадью 5747 кв.м, расположенные по адресу: ***, 1 этаж № 1-84, 2 этаж № 1-49, 3 этаж №1-87 (пункт 12 589 Перечня).

Полагает, что вышеуказанный объект недвижимого имущества не подлежал включению в Перечень, утвержденный оспариваемым приказом, в связи с тем, что он не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), поскольку земельный участок, на котором расположены помещения имеет вид разрешенного использования: «под основным производством», и не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Земельный участок находится в зоне ПК (зона предприятий и складов V-IV классов вредности).

Помещения фактически используются для уставной деятельности ООО «ИСК КПД-2». Основным видом деятельности ООО «ИСК КПД-2» является строительство жилых и нежилых зданий. Нежилые помещения входят в состав расположенного на земельном участке с кадастровым номером *** производственного комплекса завода крупнопанельного домостроения № ***. Помещения с кадастровым номером *** предназначены для обеспечения нормальных условий трудовой деятельности работников завода крупнопанельного домостроения, занятых на работах, в том числе в цехах завода, - производственных помещениях с кадастровым номером ***, общей площадью 48 852,56 кв.м, расположенных в том же здании, что и рассматриваемые помещения по адресу: ***. В частности, согласно данным технического паспорта (экспликации к плану строения), в состав нежилых помещений входят:

- помещения служебного назначения (раздевалки, душевые, моечные, умывальни, подсобные и служебные помещения, лестничные клетки, вентиляционные камеры, коридоры), общей площадью 3924,3 кв.м;

- помещения производственного назначения, общей площадью 159 кв.м;

- склады, общей площадью 143,3 кв.м;

- медпункты, общей площадью 98,7 кв.м;

- кабинеты, общей площадью 638,7 кв.м;

- комната труда и славы, актовый зал, учебный класс, библиотека, общей площадью 357 кв.м;

- на 2 этаже имеется помещение № 47, общей площадью 32,7 кв.м, предназначенные согласно техническому паспорту для использования под кафетерий. Площадь данного помещения составляет 0,56% от общей площади нежилых помещений;

- на 2 этаже имеется помещение № 8, общей площадью 429,3 кв.м, предназначенные согласно техническому паспорту для использования под столовую. Площадь данного помещения составляет 7,46% от общей площади нежилых помещений.

Нежилые помещения расположены на территории, где действует пропускной режим, который исключает свободный доступ лиц, не являющихся работниками предприятия.

Ни одно из названных помещений не предназначено и не используется для предоставления каких-либо услуг неограниченному кругу лиц, либо для осуществления торговли, равно как и не имеет самостоятельного офисного назначения.

Нежилые помещения не имеют самостоятельного назначения не связанного с основным видом производственной деятельности завода, расположены на земельном участке, принадлежащем административному истцу, с кадастровым номером *** и видом разрешенного использования «под производственным комплексом зданий и сооружений», который не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Таким образом, спорный объект недвижимого имущества необоснованно включен в Перечень.

Оспариваемый приказ в части включения в Перечень пункта 12 589 нарушает права ООО «ИСК КПД-2», так как неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

Представитель административного истца Колобочкин М.А. поддержал заявленные административные исковые требования. Привел доводы, аналогичные изложенным в административном иске.

Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее – Агентство), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 6 указанной статьи административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 № 1/20-П, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества. Перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области. Размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.

Административный истец обратился в суд 28 ноября 2018 года, т.е. в период действия оспариваемого нормативно-правового акта.

В пункт 12 589 Перечня Агентство включило:

- помещения с кадастровым номером ***, общей площадью 5783 кв.м, расположенные по адресу: ***, 1 этаж № 1-84, 2 этаж № 1-49, 3 этаж №1-87.

Приказ № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан в соответствии с порядком подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 12.07.2013 № 288-П.

Приказ опубликован в газете «Ульяновская правда» № 89 от 30.11.2017.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и официально опубликован.

Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.

Статьей 1.1 Закона Ульяновской области от 02.09.2015 № 99-ЗО (в редакции на момент издания оспариваемого приказа) «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пунктам 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, по смыслу приведенных положений федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что в Перечень подлежало включению лишь такое недвижимое имущество, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами.

Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Акта фактического использования помещений на момент формирования Перечня не составлялось.

Из материалов дела следует, что принадлежащие административному истцу помещения расположены в здании на земельном участке, также принадлежащем административному истцу, с кадастровым номером *** и видом разрешенного использования «под производственным комплексом зданий и сооружений». При этом вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Согласно техническому паспорту и выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости наименование и назначение принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с кадастровым номером *** – «нежилые помещения лит. 1А». В данных помещениях находятся:

- помещения служебного назначения (раздевалки, душевые, моечные, умывальни, подсобные и служебные помещения, лестничные клетки, вентиляционные камеры, коридоры, общей площадью 3924,3 кв.м;

- помещения производственного назначения, общей площадью 159 кв.м;

- склады, общей площадью 143,3 кв.м;

- медпункты, общей площадью 98,7 кв.м;

- кабинеты, общей площадью 638,7 кв.м;

- комната труда и славы, актовый зал, учебный класс, библиотека, общей площадью 357 кв.м;

- на 2 этаже имеется помещение № 47, общей площадью 32,7 кв.м, предназначенные согласно техническому паспорту для использования под кафетерий для сотрудников предприятия;

- на 2 этаже имеется помещение № 8, общей площадью 429,3 кв.м, предназначенные согласно техническому паспорту для использования под столовую для сотрудников предприятия.

Таким образом, помещения с кадастровым номером *** выполняют функции помещений при производстве, используется под вспомогательные функции. Помещения находятся в здании литера 1А, которое расположено на территории, где действует пропускной режим, что исключает свободный доступ неограниченного числа лиц.

Данное обстоятельство также подтверждается представленными представителем административного истца документами и фотографиями.

Таким образом, доказательства фактического использования помещений как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания отсутствуют.

По общему правилу, обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Между тем каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих правомерность включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, принадлежащих административному истцу помещений, административным ответчиком в суд не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что принадлежащие административному истцу помещения включены в Перечень необоснованно, в связи с чем, требование административного истца подлежит удовлетворению.

С учетом установленных обстоятельств требования административного истца подлежат удовлетворению, а пункт 12 589 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года - признанию недействующими, как не соответствующий нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу – статье 378.2 НК РФ.

Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в 2018 году и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Учитывая, что защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу статьи 3 КАС РФ является задачей административного судопроизводства, а оспоренный приказ вступил в противоречие с нормативны актом, имеющим большую юридическую силу, со дня его принятия, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые пункты Перечня, утвержденного приказом, подлежит признанию недействующим со дня принятия Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Приказа № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 КАС РФ.

По смыслу главы 10 КАС РФ, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные административным истцом по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей, подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежными поручениями № 2318 от 28 ноября 2018 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительная компания КПД-2» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 12 589 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.

Взыскать с Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительная компания КПД-2» расходы по уплате госпошлины в размере 4500 рублей.

Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                   Н.В.Зуева