Судебный акт
Отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца
Документ от 11.12.2018, опубликован на сайте 29.12.2018 под номером 78074, 2-я гражданская, о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                                     Дело № 33а-4997/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                              11 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе УМВД России по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 августа 2018 года, по которому постановлено:

административный иск Тананаева Романа Владимировича удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Министерства внутренних дел  Российской Федерации по Ульяновской области от 18.06.2018 об утрате статуса вынужденного переселенца.

Обязать Управление Министерства внутренних дел  Российской Федерации  по Ульяновской области устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления Тананаева Романа Владимировича о продлении статуса вынужденного переселенца по существу.

В удовлетворении остальной части требований  отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения  Тананаева Р.В. и его представителя Глянцева Ю.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителя УМВД России по Ульяновской области -                      Суслина  Р.К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  судебная  коллегия

 

установила:

Тананаев  Р.В. обратился в суд с   административным заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (УМВД России по Ульяновской области) об оспаривании  решения об утрате статуса вынужденного переселенца и продлении данного статуса.

В обоснование заявленных требований указал, что  он родился в июне              1988 года в городе Уральске Республики Казахстан. В связи с распадом Советского Союза, в 2002 году, семья переехала на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Он был признан вынужденным переселенцем, о чем ему было выдано соответствующее удостоверение. В связи с истечением срока действия статуса вынужденного переселенца и отсутствием заявления о продлении срока действия статуса, 21.06.2018 он был уведомлен об утрате  статуса вынужденного переселенца.

С данным решением ответчика он не согласен.

Он в установленном порядке получил статус  вынужденного переселенца, который  с  2007 года  ежегодно продлевал.

В 2018 году в срок  не смог  предоставить необходимые документы по независящим от него причинам.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе УМВД России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает, что при его вынесении были нарушены нормы материального и процессуального права.

В обоснование указывает, что Тананаев Р.В. обратился с исковым заявлением, в котором  оспаривал решение УВМ УМВД России по Ульяновской области об утрате статуса вынужденного переселенца, а фактически, суд рассмотрел требование о рассмотрении заявления о восстановлении срока на подачу заявления о продлении статуса вынужденного переселенца. Данное требование не заявлялось.  Кроме этого, судом не была дана оценка действиям сотрудников УВМ УМВД России по Ульяновской области. Считает, что оснований для продления статуса вынужденного переселенца Тананаву Р.В. не имеется. В настоящее время, с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца в УВМ УМВД России по Ульяновской области не обращался.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что Тананаев Р.В. 29.04.2002  поставлен   на учет  в УМВД России по Ульяновской области как вынужденный переселенец. Начиная с 2007 года ежегодно обращался с заявлением о продлении  срока действия  статуса вынужденного переселенца. Последний раз срок действия указанного статуса был  ему продлен до 29.04.2018, то есть  с  заявлением  о продлении  статуса  вынужденного переселенца он должен был  обратиться до указанной даты.

Однако, Тананаев Р.В.  заявление  в установленной форме в срок до 29.04.2018 не подал.

29.05.2018 Тананаев  Р.В. обратился только  с  заявлением  о восстановлении срока на подачу заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, в котором сослался на невозможность подать заявление в установленный срок в связи с поломкой автомобиля в г.Москве и нахождением  там 28 и 29 апреля.

Рассмотрев данное заявление, УМВД России по Ульяновской области  не усмотрело оснований для восстановления срока, поскольку  не признало указанные  истцом причины уважительными.

В связи с отсутствием заявления Тананаева  Р.В. о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и отказом  в восстановлении срока на подачу заявления о продлении  срока действия  статуса вынужденного переселенца              УМВД  России по Ульяновской области 18.06.2018  принято решение об утрате статуса вынужденного переселенца в  отношении  Тананаева Р.В.

21.06.2018 УМВД России по Ульяновской области  проинформировало Тананаева Р.В. об  отсутствии уважительных причин  для восстановления срока и  о причинах утраты статуса вынужденного переселенца, а именно в связи с истечением срока действия статуса вынужденного переселенца и отсутствием заявления о продлении срока действия статуса.

Принимая решение об удовлетворении  исковых требований в части признания   незаконным решения  УМВД России по Ульяновской  области от 18.06.2018 об утрате статуса вынужденного переселенца и  возлагая  на ответчика  обязанность по устранению допущенных нарушений  путем рассмотрения  заявления Тананаева Р.В. о продлении статуса вынужденного переселенца, суд  первой инстанции исходил из того, что  административный ответчик не принял должных мер по рассмотрению заявления  Тананева Р.В. от 29.05.2018  о пропуске срока обращения с заявлением о продлении статуса  по уважительным причинам.

Судебная коллегия полагает эти  выводы неправильными.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.12.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

По смыслу пункта 5 указанной статьи при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Согласно подпунктом 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 19.12.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 названного Закона.

Таким образом, статус вынужденного переселенца имеет срочный характер, предоставляется на пятилетний срок и в случае, если соответствующим уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере миграции не принято решение о его продлении на каждый последующий год, утрачивается по истечении этого срока. Для продления срока действия статуса вынужденного переселенца требуется не только наличие обстоятельств, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, но и в обязательном порядке подача заявления о продлении статуса вынужденного переселенца.

Пунктом 95 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия,  утвержденным Приказом МВД России от 14.11.2017 №  853 (далее Административный регламент)  предусмотрено, что для продления срока действия статуса вынужденного переселенца каждым заявителем, достигшим возраста 18 лет, не позднее истечения срока предоставления статуса в территориальный орган МВД России по месту учета в письменной форме подается заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и документы, указанные в подпунктах 32.2 - 32.4 пункта 32 Административного регламента (заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, удостоверение, документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации).

Согласно п.108 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца должностному лицу, уполномоченному на его рассмотрение.

Заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, поданное заявителем после истечения срока предоставления статуса, рассматривается по существу при наличии уважительных причин несвоевременного обращения (п.109).

В качестве уважительных причин  пропуска срока  на подачу заявления  на продление статуса вынужденного переселенца  Тананаев Р.В. указал  нахождение его  28.04.2018 в г.Москва,  и поломка транспортного  средства по пути следования в г.Ульяновск 29.04.2018.

Заявление о восстановлении срока подачи документов для продления статуса вынужденного переселенца было подано Тананаевым Р.В.  только  29.05.2018, то есть по истечении  месяца  с момента окончания срока на подачу документов и с момента  ремонта  транспортного средства.

Вопреки выводам суда, УМВД России по Ульяновской области рассмотрело   заявление  истца о восстановлении срока на подачу  заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и  обоснованно пришло  к выводу об отсутствии оснований  для восстановления срока.

Подать заявление на продление действия статуса вынужденного  переселенца Тананаев Р.В. имел возможность до 27.04.2018 (до выезда в г.Москву), что им не отрицалось  и в суде апелляционной   инстанции.

Более того, Административным регламентом (п.97)  предусмотрена подача заявления  о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца не только   непосредственно в подразделение по вопросам миграции, в МФЦ, а также с использованием Единого портала в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

Таким образом, при наличии иной возможности подачи заявления о продлении срока  действия статуса вынужденного переселенца,  отсутствием необходимости в собирании документов, необходимых для   предоставления    с данным заявлением (кроме паспорта и удостоверения вынужденного переселенца, предоставление  других документов не требовалось) Тананаев Р.В. имел возможность в  установленный срок обратиться  с заявлением.

Поскольку  срок  действия статуса вынужденного  переселенца истек у Тананаева Р.В. 29.04.2018, доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока для продления статуса вынужденного переселенца, заявитель не представил,   у суда  отсутствовали основания для признания незаконным решения УМВД России по Ульяновской области  от 18.06.2018 об утрате статуса вынужденного переселенца и  возложении обязанности  рассмотреть заявление о продлении статуса вынужденного переселенца.

Судебная коллегия также  учитывает возможность сдать заявление о продление статуса вынужденного переселенца  с необходимыми документами в период с 29.04.2018, даже при условии  принятия их непосредственно УМВД  России по Ульяновской области по  вторникам.

При таких обстоятельствах требования Тананаева Р.В.  о  признании  незаконным решения  об утрате статуса вынужденного переселенца и продлении  статуса вынужденного переселенца на новый период не подлежат удовлетворению.

В  связи с чем решение суда  подлежит отмене, с принятием  нового   решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 августа                 2018 года   отменить.

Принять  по делу новое  решение.

В удовлетворении административного иска Тананаева Романа Владимировича  к  Управлению Министерства  внутренних дел Российской  Федерации по Ульяновской области о признании незаконным решения об утрате статуса вынужденного переселенца, продлении статуса вынужденного переселенца отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: