Судебный акт
Решение
Документ от 25.12.2018, опубликован на сайте 26.12.2018 под номером 78070, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-229/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

25 декабря 2018 года                                                                                 город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Заволжье» о признании недействующим пункта 12433 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также приказ).

Указанным приказом определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - перечень), являющийся приложением к приказу.

Приказ опубликован в печатном издании 30 ноября 2017 года, его текст также размещен на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Пунктом 12433 перечня в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером ***, принадлежащий на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Заволжье».

Общество с ограниченной ответственностью «Заволжье» (далее – ООО «Заволжье», административный истец) обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 12433 перечня, указав, что помещение, включенное в перечень, не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение помещения в перечень противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Представитель административного истца Панкрашкин Н.С. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

После объявления в судебном заседании перерыва представитель административного ответчика Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее – Агентство) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель Агентства Мавзютов Л.А. заявленные требования считал не подлежащими удовлетворению, пояснив, что приказ издан в рамках компетенции Агентства, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца. Основанием для включения в перечень принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества послужили данные из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке и расположенном на нем объекте. Просил в удовлетворении требований отказать.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от    6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года   № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.

Приказ опубликован в газете «Ульяновская правда» № 89 от 30 ноября 2017 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости был включен в перечень уполномоченным органом – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен налог на имущество организаций. Законом определяются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.

На территории Ульяновской области налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (статья 1.1 названного Закона в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого перечня).

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

По смыслу пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень объектов недвижимости определяется в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Такой перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, и носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Таким образом, отдельной категорией объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, являются нежилые помещения, если их назначение в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, или они фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. При этом в силу пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для установления этого обстоятельства достаточно фактического использования не менее 20% общей площади помещения для размещения указанных объектов. Кроме того, такие помещения могут находиться в любых зданиях, в том числе и в многоквартирных жилых домах.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «Заволжье» является собственником объекта недвижимого имущества – нежилого помещения с кадастровым номером ***, общей площадью 440,3 кв.м, расположенного в подвальном помещении и на 1 этаже в отдельно стоящем многоквартирном доме по адресу: ***.

Многоквартирный дом, в котором находится принадлежащее ООО «Заволжье» нежилое помещение, расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, общей площадью 10 417 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирным жилым домом со встроенными нежилыми помещениями.

Как следует из технического паспорта помещения, свидетельства о государственной регистрации права от 10 января 2013 года, кадастрового паспорта помещения, а также выписки из ЕГРН от 25 января 2017 года, принадлежащее административному истцу нежилое помещение представляет собой нежилые помещения  с номерами на поэтажном плане: подвал 37, 38, 39, 1 этаж 84, 85, 100, 141, 144, 145, 170-181, литера А, расположенные по адресу: ***.

Из экспликации к поэтажному плану названного нежилого помещения усматривается, что в нем имеется в подвале – тепловой пункт площадью 9,8 кв.м, склад площадью 23,2 кв.м, торговое помещение площадью 224,7 кв.м; на первом этаже – склад площадью 10,2 кв.м, торговое помещение площадью 59,5 кв.м, тамбур площадью 2,6 кв.м, тамбур площадью 2 кв.м, лифт площадью 1,5 кв.м, кафе-бар площадью 25 кв.м, лестничная клетка площадью 8,6 кв.м, санузел площадью 1,8 кв.м, подсобное помещение площадью 1,6 кв.м, санузел площадью 2,8 кв.м, санузел площадью 1,8 кв.м, кабинет площадью 5,9 кв.м, коридор площадью 12,4 кв.м, подсобное помещение площадью 4,2 кв.м, склад площадью 7,3 кв.м, лестница площадью 29 кв.м, тамбур площадью 4,9 кв.м, санузел площадью 1,5 кв.м.

Таким образом, вышеуказанные кадастровый и технический паспорта на помещение с кадастровым номером *** предусматривают использование нежилого помещения, расположенного по адресу: ***, в подвале и на первом этаже многоквартирного жилого дома, под размещение торгового объекта.

При этом процентное соотношение торговой площади объекта – 284,2 кв.м (224,7 + 59,5) к общей площади объекта (440,3 кв.м) составляет 64,5%.

Таким образом, совокупная площадь, предназначенная по данным технического учета для торговой деятельности, превышает 20 процентов от его общей площади, что является самостоятельным основанием для включения спорного объекта в перечень объектов для целей налогообложения.

Ссылка административного истца на то обстоятельство, что общая площадь всех нежилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, составляет менее 20 процентов от площади всего здания - многоквартирного дома, частью которого и является спорный объект, не имеет правового значения, поскольку в данном случае в перечень объектов включено именно недвижимое имущество, принадлежащее ООО «Заволжье», от общей площади которого и следует исчислять процентное соотношение площади, предназначенной для ведения торговой деятельности. Доводы административного истца об исчислении процентного соотношения от общей площади многоквартирного дома основаны на неверном толковании норм материального права.

 

Доводы административного истца о фактическом использовании помещений правового значения для настоящего административного дела не имеют, поскольку не служили и не служат основанием для включения нежилого помещения в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.

В данном случае объект недвижимости включен в перечень по назначению помещения, в котором площадь, предназначенная для торговли, превышает 20 процентов от его общей площади, а не по фактическому его использованию.

При таких обстоятельствах суд находит, что включение нежилого помещения с кадастровым номером *** в перечень на 2018 год в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Закону Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области», поскольку более 20 процентов его площади предназначено под размещение объектов торговли.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым бы не соответствовал перечень в оспариваемой части, не имеется.

Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Заволжье» о признании недействующим пункта 12433 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина