Судебный акт
Решение по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.11.33 КоАП РФ
Документ от 20.12.2018, опубликован на сайте 29.12.2018 под номером 78024, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 11.33 ч.4, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Кузнецова Э.Р.                                                                 Дело № 7-741/2018

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             20 декабря 2018 года

 

Судья Ульяновского областного суда Лифанова З.А.,

при секретаре Чеховой А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «АВТО-Экспресс» Плаксуна Бориса Сергеевича на решение судьи Заволжского  районного суда г. Ульяновска от                  15 октября 2018 года,

 

установил:

 

постановлением старшего государственного инспектора территориального отдела госавтонадзора по Ульяновской области Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 06.08.2018, с учетом определения от 20.09.2018 об устранении описки,  общество с ограниченной ответственностью «АВТО-Экспресс» (далее  ООО «АВТО-Экспресс») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.  

В вину юридическому лицу вменено то, что 04.07.2018 в 13 час. 30 мин. по адресу: г. Ульяновск, Димитровградское шоссе, д. 92, в нарушение Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» допустило перевозку пассажиров по регулярному междугородному автобусному маршруту №705 «Ульяновск-Тольятти» автобусом Богдан, государственный регистрационный знак ***, при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.  

Решением судьи Заволжского районного суда г. Ульяновска от 15.10.2018 указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, директор                       ООО «АВТО-Экспресс» Плаксун Б.С. не соглашается с вынесенными по делу постановлением и решением, полагает их подлежащими отмене, производство по делу – прекращению.

В обоснование жалобы указывает, что органом, осуществляющим установление маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, является ФБУ «Росавтотранс». Свидетельства и карты маршрутов будут оформляться по мере проведения ФБУ «Росавтотранс» и Минтрансом России работы по включению остановочных пунктов в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. ООО «АВТО-Экспресс» была подана заявка на получение карты маршрута, но данное было возвращено для доработки. При этом основанием для возвращения заявления является несоответствие сведений, содержащихся в заявлении, требованиям приказа Минтранса России «Об утверждении формы заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута региональных перевозок». В связи с тем, что ООО «АВТО-Экспресс» не является субъектом, правомочным подавать заявление о регистрации остановочного пункта, устранение обстоятельств, послуживших основанием для отказа в выдаче карты маршрута, возможно только после внесения начального и конечного пунктов маршрута в реестр остановочных пунктов.

При подаче заявления на получение карты маршрута ООО «АВТО-Экспресс» указывает остановочные пункты по маршруту в точном соответствии с реестром маршрутов. Исключить промежуточные пункты по маршруту «Ульяновск-Тольятти» ООО «АВТО-Экспресс» не имело возможности. Таким образом, в действиях ООО «АВТО-Экспресс» отсутствует состав вмененного ему правонарушения.

В дополнении к жалобе директор ООО «АВТО-Экспресс» Плаксун Б.С. указывает, что отказ уполномоченного органа исполнительной власти в выдаче карты маршрута не связан с виновными действиями ООО «АВТО-Экспресс». В связи с неподачей заявлений о регистрации остановочных пунктов их владельцами или органом исполнительной власти субъекта, на что ООО «АВТО-Экспресс», как перевозчик, повлиять не имеет объективной возможности и правовых оснований, получить карту маршрута по данному маршруту регулярных перевозок в настоящий момент невозможно.

Подробно позиция директора ООО «АВТО-Экспресс» Плаксуна Б.С.  изложена в жалобе.

В возражениях на жалобу Средне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора просит решение суда оставить без изменения.

Изучив доводы жалобы и возражений, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, заслушав защитников юридического лица -Коваленко О.Н. и Куркину Ю.В., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.11.33 КоАП РФ за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, предусмотрена административная ответственность.

Согласно п. 20 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 220-ФЗ).

Межрегиональный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным со дня внесения сведений о данном маршруте, предусмотренных п.п. 1 - 10 ч. 1 ст. 26 Федерального закона №220-ФЗ, в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этом реестре (ч. 9 ст. 4 Федерального закона № 220-ФЗ).

Переоформление карты маршрута регулярных перевозок осуществляется выдавшим такую карту уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в течение пяти дней со дня обращения с соответствующим заявлением юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдана данная карта, что предусмотрено ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона.

Из материалов дела следует, что согласно лицензии №АСС-63-040461 от 03.07.2007 ООО «АВТО-Экспресс» осуществляет деятельность, связанную с регулярными перевозками пассажиров в городском и пригородном сообщении.

Согласно выписке из реестра региональных маршрутов между          субъектами РФ маршрут №705 «Тольятти-Ульяновск» (регистрационный номер ***)  осуществляется перевозчиком ООО «АВТО-Экспресс».

Управлением государственного автодорожного надзора по Ульяновской области на основании распоряжения №197 от 02.07.2018 в ходе проведения рейдового мероприятия выявлено, что 04.07.2018 в 13 час. 30 мин. ООО «АВТО-Экспресс» допустило перевозку 17 пассажиров по регулярному междугородному автобусному маршруту № 705 «Ульяновск - Тольятти»  автобусом БОГДАН, государственный регистрационный знак ***, при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, что зафиксировано в акте обследования ТС в процессе эксплуатации.

В связи с наличием в действиях ООО «АВТО-экспресс» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, в отношении общества 25.07.2018 был составлен протокол об административном правонарушении №320069.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, старшим государственным инспектором территориального отдела госавтодорнадзора по Ульяновской области Средне-Волжского Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Высоцким А.Г. принято постановление от 06.08.2018 № 320086, которым ООО «АВТО-экспресс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного             ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Вместе с тем административным органом и судом первой инстанции при рассмотрении дела не было учтено то, что  Министерством транспорта Российской Федерации ООО «АВТО-экспресс» была выдана временная карта маршрута регулярных перевозок серии МТРФ № *** сроком действия с 12.04.2016 по 14.07.2016.

Письмом № 03-07/2518 от 21.07.2016 ФБУ Росавтотранс Министерства транспорта РФ проинформировало перевозчиков, что на большинство межрегиональных маршрутов свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрутов, предусмотренные ч. 4 ст. 39 Федерального закона           № 220-ФЗ, не могут быть оформлены по причине отсутствия полного перечня остановочных пунктов на этих маршрутах в реестре.

ООО «АВТО-экспресс» 24.05.2016, 30.08.2017, 13.02.2018, 24.05.2018 19.07.1018, 23.10.2018 направляло в ФБУ «Росавтотранс» заявления на изменение межрегионального маршрута и выдачу карты маршрута, которые были возвращены для доработки письмами от 27.03.2017, 28.09.2017, 26.06.2018, 22.03.2018, 31.07.2018, 05.12.2018 по причине отсутствия регистрации остановочных пунктов данного маршрута в реестре остановочных пунктов. Рекомендовано доработанные заявления направлять на рассмотрение после регистрации в реестре всех остановочных пунктов, указанных в заявлениях.

Таким образом, еще до истечения срока действия временной карты маршрута №705 ООО «АВТО-экспресс» стали предприниматься меры для получения постоянной карты маршрута.

В силу ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ обязанность по выдаче карты маршрутов возложена на уполномоченный орган исполнительной власти - ФБУ «Росавтотранс» и несвоевременная выдача данным органом карты маршрута не связана с виновными действиями (или бездействием) привлекаемого лица, а вызвана обстоятельствами, не зависящими от воли заявителя.

В данном случае ответственность властного участника разрешительной системы - ФБУ «Росавтотранс» за несоблюдение установленного законом порядка и срока выдачи карт маршрута фактически переложена административным органом на заявителя, который не обладает соответствующими полномочиями и не обязан побуждать уполномоченный орган к выполнению последним требований закона.

При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о доказанности вины ООО «АВТО-экспресс» в совершении вмененного ему административного правонарушения и наличии в его действиях состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, нельзя признать правильным.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что на момент внесения изменений в Федеральный закон №220-ФЗ, межрегиональный автобусный маршрут  №705 «Ульяновск-Тольятти» уже был установлен, расписание по нему со всеми остановочными пунктами утверждено, и уполномоченным органом в порядке, предусмотренном ч. 9 ст. 4, п.п. 1 - 10 ч.1 ст. 26 названного Федерального закона, не изменялось.

Данные обстоятельства указывают на отсутствие виновных действий                 ООО «АВТО-экспресс», поскольку вменяемое ему в вину нарушение было вызвано не зависящими от воли заявителя обстоятельствами.

Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вместе с тем ч.3 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ установлено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов.

Переходные положения Федерального закона № 220-ФЗ направлены на обеспечение гарантий сохранения маршрутов регулярных перевозок для лиц, осуществлявших на законных основаниях соответствующие перевозки и имеющих намерение продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность в указанной сфере, а не на ограничение их доступа на рынок регулярных перевозок.

Таким образом,  из материалов дела усматривается, что привлекаемым лицом принимались в разумные сроки все возможные меры для исполнения требований ч.3 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ в целях получения карт маршрутов, и невыдача карты маршрута не связана с виновными действиями данного юридического лица.

Доказательств обратного административным органом не представлено.

Вышеприведенные обстоятельства не были учтены ни административным органом, ни судьей суда первой инстанции.

Вывод судьи первой инстанции о том, что состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, является формальным, объективная сторона данного правонарушения выражается в осуществлении регулярных перевозок при отсутствии карты маршрута, нельзя признать правильным.

Привлечением ООО «АВТО-экспресс» к административной ответственности на него фактически возлагается ответственность властного участника разрешительной системы - ФБУ «Росавтотранс» за нарушение установленного законом срока выдачи карт маршрута.

Однако ООО «АВТО-экспресс» не обладает соответствующими полномочиями и не обязан побуждать уполномоченный орган к выполнению последним требований закона, это нарушает баланс публичных и частных интересов, влечет нарушение договорных обязательств перевозчика.

Учитывая изложенное, полагаю вину ООО «АВТО-экспресс» не доказанной.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Следовательно, постановление старшего государственного инспектора территориального отдела госавтонадзора по Ульяновской области Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 06.08.2018 и решение судьи Заволжского районного суда г.Ульяновска от 15.10.2018 подлежат отмене, а производство по делу – прекращению.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление старшего государственного инспектора территориального отдела госавтонадзора по Ульяновской области Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора от                 6 августа 2018 года и решение судьи Заволжского районного суда г.Ульяновска от 15 октября 2018 года, принятые в отношении общества с ограниченной ответственностью «АВТО-Экспресс» по ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Судья                                                                                                   Лифанова З.А.