Судебный акт
Отсутствие оснований для взыскания денежной компенсации вдове инвалида-чернобыльца
Документ от 18.12.2018, опубликован на сайте 26.12.2018 под номером 78006, 2-я гражданская, о назначении и взыскании ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                        Дело № 33-5555/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    18 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Рыбалко В.И.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 сентября 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Обуховой Антонины Кузьминичны удовлетворить.

Обязать областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области назначить выплату Обуховой Антонине Кузьминичне задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 25.05.2016 по 31.08.2018 в размере 24 733,10 руб. и выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.09.2018 бессрочно в размере 903,28 руб. с последующей индексаций в соответствии с действующим законодательством.

Обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения  «Единый областной центр социальных выплат» выплатить в пользу Обуховой Антонины Кузьминичны задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 25.05.2016 по 31.08.2018 в размере 24 733,10 руб. и выплачивать ежемесячно денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с 01.09.2018 бессрочно в размере 903,28 руб. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения  «Единый областной центр социальных выплат» в пользу Обуховой Антонины Кузьминичны судебные расходы в размере 6000 руб.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области Полуяновой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Обухова А.К. обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее – ОГКУСЗН Ульяновской области), Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее – УОГКУСЗН «ЕОЦСВ») о возложении обязанности назначить и выплачивать денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, о взыскании задолженности по выплате денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. В обоснование иска указала, что ее супруг О*** А.Ф. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с этим ему с 03.06.2003 бессрочно была установлена *** группа инвалидности. На основании п.13 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ее супруг являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. *** О*** А.Ф. умер. На день смерти супруга она достигла пенсионного возраста, в связи с чем 10.08.2011 обратилась к ответчику с заявлением о выплате ей ежемесячных компенсаций в связи со смертью кормильца. С 01.03.2011 ей бессрочно назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью. Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров как члену семьи – вдове умершего инвалида катастрофы на Чернобыльской АЭС ей не назначена. 27.07.2015 она повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, в чем ей вновь было отказано. Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 25.02.2016 ей отказано в удовлетворении требований о назначении и выплате компенсации на приобретение продовольственных товаров. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2018 года № 11-П, просила суд обязать ОГКУСЗН назначить ей ежемесячную выплату денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 25.05.2016 по 31.08.2018 в размере 24 733,10 руб. и ежемесячно, начиная с 01.09.2018 бессрочно в размере 903,28 руб. с последующей индексацией в соответствии  с  действующим  законодательством; обязать УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» выплатить единовременную задолженность по ежемесячной выплате денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 25.05.2016 по 31.08.2018 в размере 24 733,10 руб. и ежемесячно, начиная с 01.09.2018, бессрочно выплачивать денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 903,28 руб. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством; взыскать с ответчиков судебные расходы в размере 18 100 руб.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОГКУСЗН Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований Обуховой А.К. в полном объёме.  В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Обращает внимание, что в соответствии с действующим законодательством и сложившейся судебной практикой право на спорную льготу не распространяется на жён инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы. По мнению автора жалобы, необоснованным является решение суда и в части взыскания в пользу истца судебных расходов.

В возражениях на жалобу представитель истца Степановой О.И. – Дегтярев А.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 16 марта 2018 года № 11-П.

Помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска в возражениях на жалобу также считает решение суда законным и обоснованным.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика УОГКУСЗН «ЕОЦСВ», прокурора, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Обухова А.К. имеет статус вдовы умершего *** года О*** А.Ф., являвшегося инвалидом *** группы в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС.

При жизни О*** А.Ф. пользовался мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон 15 мая 1991 года № 1244-I), в том числе являлся получателем денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Разрешая спор и признавая за Обуховой А.К. право на назначение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 4 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I и Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исходил из того, что поскольку супруг Обуховой А.К. при жизни являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, то у Обуховой А.К. в связи со смертью супруга также возникло право на получение данной меры социальной поддержки. Суд указал, что истец как супруга являлась членом семьи О*** А.Ф., умершего инвалида *** группы по причине, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС, следовательно, относится к числу граждан, которым выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров осуществляются в соответствии с названными Правилами, с учетом внесенных в них изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года №751.

Однако данные выводы суда первой инстанции о наличии у Обуховой А.К. права на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ошибочны и основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Частью 4 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой названной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в данной статье.

Из содержания приведенной правовой нормы следует, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I, распространяются на членов его семьи в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа названных в пункте 2 части 13 Закона), гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб.

В данной норме Закона определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров: сами граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (среди них инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), и не достигшие 14-летнего возраста дети, проживающие с ними. Другие члены семьи указанных граждан не названы в качестве субъектов, имеющих право на такую компенсацию.

В спорных правоотношениях, установленных судом по делу, Обухова А.К. имеет статус вдовы О*** А.Ф. - инвалида *** группы, умершего по причине, связанной с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Поскольку право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I, не распространялось на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, при их жизни, соответственно, оно не распространяется на них и после смерти инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Между тем, судом первой инстанции неправильно истолкованы подлежащие применению к спорным отношениям положения статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I и, как следствие, сделан ошибочный вывод о праве Обуховой А.К. на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Неправильно истолкованы судом первой инстанции и положения пункта 1 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статьей 4 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях реализации названного закона было принято постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым утверждены в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее также - Правила).

В пункте 1 Правил перечислены лица, которым выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (далее также - компенсация). Жены и вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, в их числе не указаны.

С учетом того, что в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров выплачивается гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 данного Закона, а также детям этих граждан, проживающим с ними и не достигшим 14-летнего возраста, в целях соблюдения прав детей на компенсацию после смерти кормильца из числа указанных граждан постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 751 в пункт 1 Правил были внесены соответствующие изменения, касающиеся выплаты компенсации семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 751 круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, по сравнению с пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I не расширялся. Изменениями, внесенными данным постановлением в пункт 2 Правил, дополняющими перечень документов, на основании которых назначается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, не предусмотрено представление членами семьи умершего кормильца, а именно вдовой (вдовцом) заверенной копии свидетельства о браке, что являлось бы подтверждением того, что компенсация выплачивается в том числе и вдовам (вдовцам) граждан, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I.

Ввиду приведенных обстоятельств вывод суда первой инстанции о признании за Обуховой А.К. права на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров как за супругой инвалида, умершего по причине, связанной с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, судебная коллегия признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.

В силу положений пункта 13 части 1 и части 4 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I правовых оснований для признания за истцом права на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров не имеется, соответственно исковые требования в этой части не подлежали удовлетворению.

Не может служить в настоящее время основанием для удовлетворения исковых требований и  Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2018 года № 11-П по делу о проверке конституционности положения части 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки В.Н. Фоминой», на которое ссылается сторона истца.

Названным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2018 года № 11-П положение части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42, в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №11-П от 16 марта 2018 года, федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении, - незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Правоприменительные решения, принятые по делу гражданки Ф*** В.Н. на основании части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подлежат пересмотру после приведения положений названного Закона в соответствие с Конституцией Российской Федерации во исполнение данного Постановления.

Поскольку до настоящего времени какие-либо изменения в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в целях устранения неопределенности нормативного содержания части четвертой статьи 14 данного Закона федеральным законодателем не внесены, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 11-П от 16 марта 2018 года не может служить основанием для признания за вдовами инвалидов-чернобыльцев права на назначение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с положениями части 4 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение об отказе в полном объеме в удовлетворении исковых требований Обуховой А.К. к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о возложении обязанности назначить и выплачивать денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, о взыскании задолженности по выплате денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и судебных расходов.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 сентября 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Обуховой Антонины Кузьминичны к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о возложении обязанности назначить и выплачивать денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, о взыскании задолженности по выплате денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании судебных расходов отказать в полном объеме.

 

Председательствующий

 

Судьи