Судебный акт
Возложена обязанность провести работы по водоотведению
Документ от 07.12.2018, опубликован на сайте 27.12.2018 под номером 77959, 2-я гражданская, об обязании произвести строительство воотводных труб, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                                      Дело № 33-5215/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          7 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Грудкиной Т.М.,

судей Аладина П.К., Костюниной Н.В.,

при секретаре Скала П.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мороз Анны Константиновны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 августа 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Ильясовой Фагили Хакимзяновны, Мороз Анны Константиновны к администрации города Ульяновска о компенсации морального вреда, возложении обязанности  в срок до 1 сентября 2018 года устроить водоотводные каналы от жилых домов *** по ул. П*** в г.У***, откачать воду из подпола дома *** по ул. П*** в г.У***, взыскании судебных расходов отказать.

Взыскать с Ильясовой Фагили Хакимзяновны и Мороз Анны Константиновны в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ульяновская лаборатория строительно-технической экспертизы» в возмещение расходов на проведение судебной экспертизы по 21 420 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., объяснения Мороз А.К., просившей удовлетворить апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным, пояснения Алеевой Г.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ильясова Ф.Х., Мороз А.К. обратились в суд с иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности устроить водоотводные каналы.

Требования мотивированы тем, что истцам на праве общей долевой собственности, по  ½ доли каждой, принадлежит жилой дом № *** и земельный участок, расположенные по ул. П***, в г.У***, которые систематически подтопляются талыми и дождевыми водами с муниципальной территории.  Действенных мер к предотвращению затопления участка по обращению истцов ответчиком не предпринято. В связи с чем, просили суд возложить на ответчика обязанность в срок до 1 сентября 2018 года устроить водоотводные каналы от жилых домов № *** по ул. П*** в г.У***, откачать воду из подпола дома № *** по ул. П*** в г.У***, а также взыскать в их пользу судебные расходы в сумме 4 500 рублей, компенсацию морального вреда по 100 000 рублей в пользу каждого.

 

Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Алеева Г.Ф., Багаутдинова Р.А., Багаутдинов Т.Ф., Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Управление по благоустройству администрации города Ульяновска, МБУ «Управление инженерной защиты», МБУ «Дорремстрой».

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Мороз А.К. просит отменить решение суда, как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права.

В обоснование жалобы не соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности соорудить водоотводные каналы. Отмечает, что затопление ее участка водами с муниципальных дорог происходит систематически, с 2007 года. Ранее по ул. П*** функционировала водосливная канализация для отвода поверхностных вод. Письмом от 25 мая 2018 года администрация города сообщала, что до конца 2018 года  будут проведены необходимые работы, письмом от 2 августа 2018 года администрацией планировалось провести строительство защитной дамбы в срок до 1 ноября 2018 года. Бездействие администрации города Ульяновска привело к причинению вреда имуществу истцов.

 

В возражениях на апелляционную жалобу Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска просит решение оставить без изменения.

 

Рассмотрев доводы жалобы и возражений, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, апелляционная инстанция находит его подлежащим отмене.

 

Материалами дела установлено, что жилой дом и земельный участок по адресу: г. У***, ул. П***, *** принадлежат на праве общей долевой собственности Ильясовой Ф.Х. и Мороз А.К. (по ½ доли).

 

Дом и земельный участок систематически подтапливаются талыми и дождевыми водами, что никем не оспаривается и подтверждается всеми собранными по делу доказательствами, в том числе экспертным судебным заключением от 31 июля 2018 года.

 

Согласно выводам судебной экспертизы:

- затопление участка и дома №*** по ул. П*** происходит систематически;

- причинами затопления территории является организация - благоустройство дворовой территории, в результате которого исследуемый объект оказался в низменности, что при снеготаянии и обильных дождях приводит к увеличению объёма воздействия атмосферных осадков, а также высокий уровень грунтовых вод на исследуемом земельном участке – 1,0 м от поверхности земли;

-при увеличении воздействия атмосферных осадков за счет обильного снеготаяния и сильных дождей при высоком уровне грунтовых вод приводит к повышению уровня грунтовых вод земельного участка домовладения №*** по ул. П*** в г. У*** в целом более, чем на 1,0 м, что приводит к подтоплению территории и жилого дома;

- текущее благоустройство территории несет угрозу состоянию жилого дома №*** по ул. П*** г. У***, а также жизни и здоровью граждан;

- для устранения причин затопления территории, в том числе домовладения №*** по ул. П*** в г. У*** потребуется произвести работы по устройству кювета вдоль дороги по ул. П*** длиной 130 м в сторону оврага, по которому происходит естественный сток воды в р. Свияга, а также по устройству дамбы длиной 185 м.

 

Отказывая в удовлетворении иска в полном объеме, суд первой инстанции сделал вывод о том, что истцы не представили доказательств тому, что подтопление дома и участка имеет место исключительно за счёт воды, поступающей с муниципальных дорог (муниципального имущества), вследствие их ненадлежащего состояния.

 

Суд, установив, что администрацией не удалось устранить неблагоприятные последствия паводков и ливней, указал в решении, что сам по себе факт неэффективности мер, принимаемых органом местного самоуправления при организации и осуществлении мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера не является основанием для возложения на него обязанности незамедлительно соорудить водоотводные каналы и устранить последствия подтопления участка и дома истцов.

 

По мнению суда, возложенная законодательством на орган местного самоуправления обязанность осуществлять деятельность по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций, ставится в зависимость от выбора способа достижения этой цели, который в свою очередь обусловлен не только интересами конкретных собственников земельных участков, но и объёмом материальных ресурсов, предусмотренных бюджетом муниципального образования на соответствующие цели, условиями организации на территории города системы отведения дождевых и паводковых вод, рельефом местности, требованиями природоохранного законодательства и другими условиями.

 

С указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку они противоречивы и не согласуются с установленными обстоятельствами по делу, а также не соответствуют требованиям норм материального права.

 

В силу положений Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 4 части 1 статьи 14 Закона).

 

Это же положение закреплено в п. 4 ст. 3 Устава муниципального образования «город Ульяновск».

 

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

 

Таким образом, применительно к настоящему делу, ответчик, как орган местного самоуправления, обязан своевременно предпринимать меры по проведению мероприятий для отведения вод на территории муниципального образования, в том числе устранить затопление поверхностными водами придомовой территории дома №*** по ул. П*** в г. У***.

 

Как указано выше, в материалах дела нашли подтверждение факты многолетнего и систематического подтопления дома и земельного участка истцов в результате таяния снега и выпадения обильных атмосферных осадков.

 

Подтвердил указанное выше обстоятельство и судебный эксперт Б*** А.С., которая указала, что затопление территории домовладения истцов происходит из-за отсутствия ливневых канализаций, и, следовательно, для предотвращения данного обстоятельства необходимо провести мероприятия по устройству водоотведения воды в р. Свиягу.

 

Установлено, что принимаемые администрацией меры по предотвращению затопления земельного участка и расположенного на нем домовладения истцов (постановления 09 февраля 2017 года №251 о пропуске паводковых вод на территории муниципального образования «город Ульяновск» в период весеннего паводка 2017 года, от 05 июля 2017 года №39 о введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления сил муниципального звена Ульяновской территориальной подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, от 05 марта 2018 года № 299 о пропуске паводковых вод на территории муниципального образования «город Ульяновск» в период весеннего паводка 2018 года), результатов не приносят.

 

Так из актов обследования жилого дома и земельного участка истцов от 20 августа 2017 года и 29 апреля 2018 года усматривается наличие воды в подвале домовладения от 45 до 80 см, «зеркало воды» вокруг дома от талых и дождевых вод.

 

Из переписки истца с администрацией города Ульяновска усматривается, что ответчик:

- письмом от 06 ноября 2015 года №2572-4-2015 принял на себя обязанность разработать и провести мероприятия  по разработке проектной документации на устройство водоотведения на 2016 год;

- письмом от 25 мая 2018 года указано, что необходимые работы (по устранению регулярного подтопления участка) будут проведены до конца 2018 года, согласно предложениям комиссии по мониторингу оползневой обстановки на Волжско-Свияжских склонах и паводковых вод Ленинского и Засвияжского районов; 

- письмом от 02 августа 2018 года №10386-4-2018 истцам разъяснено, что для предотвращения подтопления поверхностными водами придомовых территорий домов по ул. П***, в том числе дома №***, необходимо перекрыть доступ воды с проезжей части по ул. Б*** и ул. П*** путем установки дорожного бортового камня БР 100-30-28 по ул. П***, ул. А*** и уложить верхний слой асфальтобетонного покрытия по данным улицам в срок - в 2019 году. В срок до 01 ноября 2018 года планируется провести строительство защитной дамбы с частичной засыпкой подводного озера, что позволит предотвратить затопление огородов.     

 

Указанные выше юридически значимые обстоятельства являются основанием для возложения на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанности по организации и осуществлению мероприятий по водоотведению и защите территории от поверхностных вод, поскольку такие обязанности возложены на данного ответчика требованиями действующего законодательства о местном самоуправлении, предусмотрены Уставом муниципального образования.

 

При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что способ, метод и выбор проекта по осуществлению указанных выше мероприятий является прерогативой ответчика, поскольку это вытекает из предъявляемых к нему требований действующего законодательства о местном самоуправлении.

 

С учетом изложенного выше и требований ст. 204 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия устанавливает срок для исполнения настоящего решения до 01 июля 2019 года.

 

Поскольку в судебном заседании Мороз А.К. пояснила, что в подвале в настоящее время нет воды, оснований для возложения на ответчика обязанности по ее откачке не имеется, поэтому в удовлетворении иска в указанной части надлежит отказать.

 

Компенсация морального вреда - это один из основных гражданско-правовых способов защиты неотчуждаемых прав и свобод человека, других нематериальных благ (ст. 2 ГК РФ). Приоритетная функция данного деликтного обязательства - это компенсация за нарушение личных неимущественных прав и посягательство на иные нематериальные блага (достоинство личности, честь, доброе имя и т.д.).

 

Поэтому требования истцов, вытекающие из нарушения имущественных прав, удовлетворению не подлежат.

 

Поскольку экспертным заключением был установлен факт систематического затопления земельного участка истцов паводковыми водами и обильными атмосферными осадками в результате отсутствия организации отвода и стока указанных вод, расходы за проведение экспертизы в сумме 21 420 рублей надлежит возложить на администрацию «город Ульяновск».

 

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы Мороз А.К. по уплате государственной пошлины (300 рублей) и за юридическую консультацию и составление искового заявления (4200 рублей) подлежат взысканию с ответчика в полном размере как с проигравшей стороны.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 августа 2018 года отменить, принять по делу новое решение.

Обязать администрацию «город Ульяновск» в срок до 01 июля 2019 года провести мероприятия по водоотведению в целях устранения затопления поверхностными водами придомовой территории дома №*** по ул. П*** в г. У***.

Взыскать с администрации «город Ульяновск» в пользу Мороз Анны Константиновны судебные расходы в сумме 4500 рублей.

Взыскать с администрации «город Ульяновск» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ульяновская лаборатория строительно-технической экспертизы» расходы за проведение экспертизы в сумме 21 420 рублей.

В остальной части исковых требований Мороз Анны Константиновны, Ильясовой Фагиле Хакимзяновне, отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: